ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ
Работа над лексикой на начальном этапе
Возможные приёмы | Примеры заданий | Указания по выполнению работы |
Ознакомление
Беспереводные 1.Показ предмета, картинки, действия и т.п. 2.Использование антонимов, словообразования, контекста, дефиниций, синонимов и др. | Догадайтесь о значении слова: a blackboard. The blackboard is brown. Догадайтесь о значении слова thin на основе известного вам thck с противоположным значением (hot – cold), ask – answer, left – right и др.). This is thin book. And that is a thick book (сопровождается показом предметов и жестами) | Приём используется при ознакомлении со словами, обозначающими конкретные предметы, их размеры, цвет, конкретные действия и пр. При использовании приёмов беспереводной семантизации контроль понимания учащимися значения слова следует производить не переводом, а беспереводно: ответами (yes, no) на общие вопросы, показом предмета, действия или картинки, особенно если у каждого есть раздаточный материал (в этом случае ребёнок берёт, показывает нужную картинку). Это делает контроль экономичным по времени, массовым по охвату учащихся и адекватным приёму семантизации. |
Переводные 1. Перевод 2.Перевод-толкование 2. Самостоятельное ознакомление со словом при чтении: А) в сносках; Б) в словнике | Послушайте: Natasha is ten Vanya is ten too. Учитель переводит, акцентируя внимание на слове «too» - также Послушайте: alternoon -- время после полудня, 12 часов до 6. In yhe afternoon we go home. – Днём мы идём домой. Или: come – идти к предмету, к говорящему. Come up to the blackboard. Go – движение от говорящего. Go to your place. Прочитай слово, посмотри его значение и запомни. Например, mice – мыши, chess- шахматы | Переводом следует пользоваться для раскрытия значения слов, обозначающих абстрактные понятия. Перевод-толкование используется тогда, когда либо нет полного эквивалента в родном языке, либо требуется дополнительное разъяснение. Учащегося нужно научить пользоваться примечаниями к текстам, в которых даётся перевод новых слов, и словников во всех случаях, когда он не знает или забыл значение слова. |
Тренировка
1.Проговаривание слова, словосочетания и предложений: А). за учителем; | Повторяйте за мной и запоминайте | Упражнения в проговаривании осуществляются хором и обязательно индивидуально, с тем чтобы проследить, насколько правильно дети проговаривают новое слово, особенно слабые учащиеся. Следует обязательно давать установку на запоминание. | |||
б) за диктором (для отработки звуковой формы) | Повторяйте за мной и повторяйте | Упражнение выполняется хором, однако возможно вторичное просушивание для индивидуального громкого проговаривания, а для остальных – про себя. | |||
2. Устное составление словосочетаний (с новым словом) | Прослушайте слово (слова) и соедините его (их) с новым словом. Например, новое слово animal/ Учитель называет слова: domestic, wild, clever, angry, funny, brown, yellow, grey и др., а учащиеся составляют сочетания. T. domestic P. a domestic animal | Поскольку словосочетание – важный блок для построения высказывания, такие упражнения полезны и выполняются под руководством учителя. | |||
3. Употребление слова в разных структурах, речевых образцах | А) назовите …. Б)ответьте на вопросы В)согласитесь или опровергните высказывание… Г) спросите у товарища, есть ли у него, имеется ли … Д) предложите или попросите что-то сделать | Выполнение подобных заданий обеспечивает усвоение слова через многократное повторение в сочетании с другими словами в коммуникативно-ценных предложениях. Чтобы обеспечить тренировку каждому учащемуся, задания следует выполнять в группах, парах, индивидуально. | |||
4.Зрительное восприятие слова, сочетания его с другими словами в контексте, чтение: а) за учителем б) за диктором в) самостоятельно | Прочитайте за мной…. Слушайте и читайте за диктором …. Прочитайте …. (сначала про себя, а потом вслух). | Такие задания выполняются после того, как учащиеся ознакомятся со звуковой формой слова. В данном случае они усваивают графическую форму слова, учатся читать. | |||
5. Выполнение лексических упражнений с опорой на печатный текст | Выберите и прочитайте вслух слова по теме «Природа» | ||||
6. Запись слов | Спишите слова и запомните их А) с доски Б) с книги | Выполнение заданий сопровождается пояснениями учителя, как это делать и напоминанием о том, что слова нужно запомнить | |||
7. Письменное выполнение заданий в классе и дома | Вставьте пропущенное слово. Составьте слова из данных букв Перепишите предложения, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме | Учащихся следует научить рациональным приёмам выполнения письменных заданий. | |||