Инфляция

Инфляция- обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Причины инфляции:

· Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

· Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования

· Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

· Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

· Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен

Типы инфляции: различают открытую инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.

Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.

Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

Виды открытой инфляции:

• Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара)

• Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

• Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

• Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

• Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

• Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

• Адаптированные ожидания потребителей —Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).

Методы измерения инфляции:

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен

(также через дефлятор и индекс Пааше и др)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: