Инфляция- обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Причины инфляции:
· Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
· Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования
· Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
· Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
· Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен
Типы инфляции: различают открытую инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.
Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
|
|
Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.
Виды открытой инфляции:
• Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара)
• Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
• Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
• Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
• Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
• Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
• Адаптированные ожидания потребителей —Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).
Методы измерения инфляции:
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен
(также через дефлятор и индекс Пааше и др)