Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
Правильный ответ: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции между участниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.11
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
Правильный ответ: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.
|
|
ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Тест 5.1
Какой из перечисленных факторов не может быть причиной увеличения спроса на товар:
а) увеличение дохода;
б) уменьшение цены товара-субститута;
в) увеличение цены на аналогичный товар;
г) рост предпочтения данного товара.
Правильный ответ: б).
Уменьшение цены товара-субститута ведет к повышению спроса на него и к уменьшению спроса на данный товар. Все остальные факторы ведут к повышению спроса на данный товар. Например, увеличение дохода (а) повышает спрос на данный товар, увеличение цены на аналогичный товар (товар конкурентов) ведет к повышению спроса на этот товар (в) и рост предпочтения данного товара также повышает спрос на него (г).
Тест 5.2
Цена товара будет падать, если:
а) имеется его избыток по текущей цене;
б) текущая рыночная цена выше равновесной;
в) количество предложения товара превышает количество спроса на него по текущей цене;
г) все вышеуказанные факторы верны;
д) все вышеуказанные факторы неверны.
Правильный ответ: г).
Все ответы (а, б, в) описывают одну и ту же ситуацию, когда на рынке есть излишек продукции (а). В этом случае объем предложения товара превышает объем спроса на него (в). Данная ситуация возможна, когда рыночная цена выше равновесной (б).