Социальное положение комикса как развивающего искусства

В наши дни комикс становится привычным атрибутом жизни, он приходит в дом в виде рекламных листовок, плакатов, брошюр, становится обычным делом в сетке популярных еженедельников, детских и молодежных периодических изданий, в виде журналов и книг появляется в киосках и на прилавках книжных магазинов. Уже есть выбор: можно приобрести комиксы для детей и взрослых, дошкольников и школьников, истории веселые и серьезные, западные и отечественные, сказки и триллеры, фантастику и приключения, мелодрамы и боевики, детективы и фэнтези.

Комикс – это поточный материал, пригодный для многоразового употребления в переносимых для каждого индивида дозах. Очень даже показательно, что богатый ассортимент комиксов легко обнаружить в тех магазинах, которые торгуют полиграфической продукцией оптом, где они соседствуют с подборками кроссвордов и гороскопами.

По мнению исследователя Владимира Кудрявцева «комикс − составляющая «поп-культуры», откровенная, вопиющая, к тому же чаще всего агрессивная и по содержанию, и по способу внедрения в сознание. Вот, к примеру, вампир-расстрига Блэйд, который во искупление грехов графа Дракулы бескорыстно творит благие дела, спасает невинных людей, но при этом проливает много крови».[1]

По-мнению этого исследователя комикс берет свое начала в мифе. Прежде, чем стать «массовым достоянием», миф должен упроститься, но не настолько, чтобы лишиться своих смыслообразующих атрибутов. Мир мифа - череда чудесных событий (превращений, приключений, испытаний и др.), в эпицентр которых вовлекается герой. Но, будучи героем культурным, он должен найти неординарный способ действования, радикально меняющий общий ход этих событий - совершить собственное Чудо. Все это в той или иной степени вбирает в себя и комикс. Например, Супермену удается не только творить чудеса, но и раз в сутки переходить знаковую границу, разделяющую «мирской» образ застенчивого репортера-неудачника и идеальный эталон Совершенства. В его образе воплощена и смена жизней - реинкарнация.[2]

Уникальность комикса заключается в том, что он в очень емкой форме, при помощи ограниченного, но выразительного набора слов и такого же визуального ряда, способен воссоздать самобытный запоминающийся микромир с ярким, почти архетипическим, культурным героем в центре. Героем, общезначимость которого измеряется поступками. В дальнейшем этот воображаемый микромир может послужить строительным материалом для чего угодно: любых иных воображаемых миров и любых сюжетов - бесконечно разнообразных и даже абсолютно друг на друга непохожих. Неслучайно, что почти все киноленты, на которые делаются бесчисленные ремейки, - полнометражные, телевизионные и мультипликационные фильмы в своей основе когда-то имели комикс.

В. Кудрявцев отмечает, что «целое воспринимается раньше частей - это закон работы творческого воображения. Такое целое несет в себе одновременно и смысловую завершенность, и открытость к достраиванию. Перед сознанием открывается колоссальное поле для внутреннего эксперимента. Но не абстрактная целина, а почва, в которую уже заронен чей-то смысл, которая уже оформлена силой чьей-то фантазии. Силой, приглашающей к диалогу фантазию читателя».[3] По его мнению, комикс может послужить отличным материалом для воспитания детей именно благодаря этим критериям. Но для этого созданные комиксы должны быть завершенными в смысловом плане. Но, в то же время, ученый отмечает, что повсеместное внедрение комиксов в образовательные планы будет неверным шагом. Для того, чтобы где и когда нужны комиксы, необходима тщательная исследовательская работа. В этом может помочь отечественный опыт.

В России жанры, близкие комиксу, уже давно востребовались в дидактических и просветительских целях. Если сейчас спросить, что такое «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...»? многие ответят, что считалочка, но на самом деле это стихотворение известного поэта-переводчика и педагога Федора Борисовича Миллера. Поначалу (в 1851 г.) оно было опубликовано в виде подписей к картинкам в иллюстрированной книжке для детей (тогда этот жанр - непосредственный прообраз современных комиксов - имел распространение). А дальше судьба этого произведения во многом повторила типичную историю комикса: изобразительный ряд отмер, а стишок стал использоваться в функции считалки, каковую и по сей день выполняет в среде младших школьников, но здесь стоит оговориться в том, что в среде комиксов отмирает не зрительный ряд, а первоначальный текст. Среди детей дошкольного возраста стишок про зайчика бытует в качестве песенки. Стихотворение было полностью фольклоризировано более ста лет назад - отсюда имя его автора почти не известно широкому кругу людей, как и в «комиксной культуре», произошла «деавторизация», то есть ликвидация авторства. В 20-е гг. замечательный фольклорист Г.С.Виноградов собрал в разновозрастной среде 24 варианта считалки. В исследовании Т.И.Алиевой, проводившемся уже в 1980-1990-е гг., только от четырехлетних детей было получено 22 варианта песенки про Зайчика.[4]

Так же стоит отметить лубок. По нему крестьянские дети осваивали азы грамоты, расширяли свой кругозор. Сегодня предлагают «комиксные» версии «Анны Карениной» или «Преступления и наказания». В. Кудрявцев не видит в этом явлении отрицательных моментов, ведь «в дооктябрьской России лубочные картинки знакомили крестьян с творчеством Пушкина, Гоголя, Некрасова и др. Тогда все это имело глубокий смысл». Но в то же время он отмечает, что «в стране, которая еще вчера считалась «самой читающей в мире», распространение псевдолубочных препаратов литературной классики наводит на грустные размышления».[5] С другой же стороны, комиксы по мотивам классиков могут пробудить интерес у «нечитающего» поколения к первоисточникам, то есть к сами произведениям. Сейчас над созданием подобных комиксов работают такие психологи как З.И.Новлянская и Г.Н.Кудина.

Так же, В. Кудрявцев отмечает: «доказательства в пользу того, что комикс мог взращиваться (а не просто приживаться как нечто инородное) на нашей почве, полноценно реализуя свой «воспитательно-образовательный потенциал», можно обнаружить и в советской истории. Только комиксом это не называли. Яркий пример «Веселые картинки», «Мурзилка» - наверное, самый длинный за все время существования жанра журнальный комикс».[6]

Есть интересные находки и сегодня. В частности, это - издаваемый в журнальном варианте комикс Дмитрия Смирнова «Великолепные приключения» (их автор, профессиональный психолог с ученой степенью кандидата наук). В его комиксах сконструирован уникальный мир, предпринята попытка создания целого семейства новых культурных героев, которые воплощали бы для современного подростка достижимый образ.

Мир комикса Смирнова, хотя и мифологизирован, максимально приближен к реальному, земному миру. Его герои живут в собственном доме, мастерят чудо-машины, занимаются спортом и собственным совершенствованием, между делом борются с хулиганами, браконьерами и с куда более серьезными нарушителями закона, оставаясь при этом обычными российскими подростками, которым не чуждо ничего из того, чем живут их сверстники: дискотеки, ролики, скейты, пэйнтбол. Этот комикс является альтернативой американским комиксам про суперменов. Но он адаптирован на воспитание подрастающего поколения в рамках стремления к добру, справедливости, честности, отрицает пагубные явления, такие как наркомания, курение и т.п., что немаловажно для подростка. Кроме того, в достижении своих целей герои «не идут по головам», им чужда жестокость. Комикс культивирует идеалы, помогает разобраться неокрепшему сознанию ребенка, что есть хорошо и что есть плохо, служит своеобразным смысловым ориентиром.

Так же нельзя не отметить факт «оживления» комиксов с помощью мультфильмов. Это так же немаловажно в воспитании ребенка.

В целом, В. Кудрявцев положительно оценивает роль комиксов в образовании и воспитании. Несмотря на все минусы, которые он видит в американских версиях комиксов, он отмечает, что «разработки русских комиксов должны носить комплексный, междисциплинарный характер осуществляться совместными усилиями психологов, педагогов, художников, культурологов, наконец, издателей комиксов».[7] Сам исследователь принимает в этом активное участие.

Следует отметить, что упомянутый выше автор и главный редактор комикс-сериала «Великолепные приключения», кандидат психологических наук Дмитрий Смирнов сам активно принимает участие в различных конференциях и круглом столе, посвященных теме «Комиксов в образовании». Он отмечает: «Мы до сих пор пользуемся простеньким житейским понятием, основанным на наших смутных представлениях о том, что это такое. Когда говорим о комиксе, то имеем в виду не жанр как таковой, а те его конкретные образцы, которые доводилось видеть. А так как на рынке у нас в основном представлены американские комиксы, где много насилия, стрельбы, крови, то у рядового российского читателя слово «комикс» ассоциируется именно с этими, мягко говоря, далеко не лучшими, образцами жанра, других мы попросту не видели. А раз американский комикс плохой - значит, следуя житейской логике, все комиксы и сам жанр не лучше».[8]

В своей работе он говорит о том, что если раньше окном в мир были книги, то сейчас для ребенка этим окном стал телевизор. Благодаря этому дети воспринимают информацию не крупицами, а большими блогами через зрительные образы. Исследователь считает, что это созвучный духу времени способ получения информации, и он вовсе не обрекает молодежь на интеллектуальную деградацию, как полагают многие. Скорее, наоборот, открывает перед ней новые возможности, позволяет интенсифицировать процесс познания. Старшему поколению легче воспринимать текст, младшему же картинку. Комикс совмещает в себе и картинку и текст, тем самым помогает быстрее входить в материал, сохранял время и силы на его осмысление. С помощью комиксов младшим школьникам была бы предоставлена возможность на примере предлагаемых ситуаций обсудить их в классе, «это будет полезно, эффективно, а главное, не вызовет негативной реакции со стороны детей, которые довольно часто в ходе дидактических бесед или обсуждения художественных текстов ярко выраженной воспитательной направленности скучают, ожидая спасительного звонка». [9] Но Д. Смирнов отмечает, что «при условии, конечно, что содержание комиксов будет продумано на серьезном идейном, философском, психологическом, педагогическом и художественном уровне, они могут стать приложением к учебному пособию».[10]

К сожалению, сейчас очень мало качественных отечественных комиксов и на это есть ряд причин.

Во-первых, конечно, стереотип общественного сознания, убеждение людей в том, что комиксы читают лишь ленивые люди. Во-вторых, в России очень мало художников, способных нарисовать хороший комикс. «В комиксе все можно передать: и настроение, и внутренний мир персонажа, и борьбу его страстей, все, все оттенки и нюансы человеческих чувств, можно заставить человека провалиться в текст комикса так, как он проваливается в текст книги, заставить его жить комиксом так, как он живет книгой, его можно заставить думать, мечтать, постигать сущность мира. Чтобы рисовать комикс, мало быть хорошим художником, нужно особое видение мира». [11]
В-третьих, в России нет сценаристов, идеологов проектов, которые бы стремились генерировать идеи, создавать привлекательные художественные миры и культурных героев. И в-четвертых, нет бизнесменов, готовых вкладывать в индустрию комиксов деньги. Это связано с тем, что нет успешных проектов, которые бы показали, что такое вложение денег рентабельно.

Д. Смирнов считает, что если не решать эти проблемы, то жанр комиксов может исчезнуть. С помощью проекта «Великолепные приключения» он пытается адаптировать современного читателя к комиксам, доказать, мир комиксов яркий и многоликий и заслуживает особого места среди жанров литературы и искусства.

Другой исследователь - Зинаида Гриценко, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания Московского городского педагогического университета, кандидат филологических наук, специалист в области детской литературы и детского чтения придерживается неоднозначной точки зрения по поводу жанра комикса. Она считает, что «негативное отношение к комиксу связано с неудовлетворительным качеством попадающих на отечественный рынок изданий. Я имею в виду и слабые сценарии, и полупрофессиональную работу художников, и невнятное полиграфическое исполнение. Вполне естественно, что такие комиксы ничего, кроме раздражения и реакции отторжения, у взрослого человека, эстетический вкус которого более требовательный и, может быть, более совершенный, чем вкус ребенка, не вызывают».[12] Маленький ребенок, читая комиксы видит динамично меняющуюся картинку, вместе с героями переживает все то, что с ними происходит, воспринимает текст. Со временем он переходит на чтение иллюстрированных книг, а затем и более серьезной литературы. Именно смену литературы на все более и более серьезную исследователь считает самым опасным периодом, ведь в это время у в сознании ребенка происходят психологические процессы, складывается картина мира, мировоззрение. Родителям нужно с пристальным вниманием следить за тем, что предпочитает их ребенок. А так как все начинается с комикса, то именно этому жанру в литературе они должны уделить особое внимание. Хотя З. Гриценко считает, что ребенок должен интересоваться комиксами, в то же время она отмечает, что «комикс не ставит своего читателя перед проблемой выбора, вопросом «почему?». Он, наоборот, все время пытается что-то за ребенка сделать - определить его отношение к тем или иным героям, явлениям, событиям, подумать, предложить некое готовое решение проблемной ситуации и т.д. Все нарисовано, ребенку не надо додумывать, читать между строк. А литература ставит проблемы и заставляет думать. То есть у художественного словесного и художественного изобразительного произведения, каким в большей степени является комикс, разная глубина содержания».[13]

Кроме того, исследователь подчеркивает, что комикс лишает читателя возможности окунуться в мир его героев, прожить вместе с ними жизнь, прочувствовать ее, в то время как художественная книга целиком поглощает читателя. Но в то же время З. Гриценко считает, что жанр комиксов недостаточно изучен, в связи с этим она не торопится давать им определенную оценку, делать какие-либо выводы.

Таким образом, говоря о комиксе и его образовательной функции можно сделать вывод, что жанр этот еще недостаточно изучен. Среди ученых нет определенного мнения по поводу его роли в воспитании ребенка, его мировоззрения. Все чаще и чаще в нашей стране проходят фестивали, посвященные комиксу, становится все больше и больше комиксоведов, проводятся конференции, в которых принимают участие видные деятели науки и искусства. С каждым днем комикс становится все более и более популярным, как среди детей, подростков, так и в молодежной среде. Популярность их растет. В связи с этим можно сделать вывод, что недостаточная изученность этого жанра открывает широкое исследовательское поле. И если судить о пользе или вреде комикса, то многие ученые придерживаются вывода, что хороший качественный комикс - неотъемлемая часть жизни любого человека, особенно ребенка.


[1] Кудрявцев, В. PR в образовании [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/35/1.htm

[2] Кудрявцев, В. PR в образовании [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/35/1.htm

[3] Там же.

[4] Кудрявцев, В. PR в образовании [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/35/1.htm

[5] Кудрявцев, В. PR в образовании [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/35/1.htm

[6] Там же.

[7] Кудрявцев, В. PR в образовании [Электронный ресурс] / В. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/7/35/1.htm

[8] Нужен ли комикс ребенку в школе? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kikiellada.livejournal.com/140650.html

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Нужен ли комикс ребенку в школе? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kikiellada.livejournal.com/140650.html

[12] Нужен ли комикс ребенку в школе? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kikiellada.livejournal.com/140650.html

[13] Там же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: