Чикагская архитектурная школа

Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в 70-х годах в Чикаго и известное под названием Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием лёгкого и прочного стального каркаса и больших остеклённых плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством.

Значение Чикагской школы для истории архитектуры состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. С поразительной смелостью архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое. Небоскрёб стал наглядным символом превосходства американской экономики.

Основатель Чикагской школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) до того, как стать архитектором, был инженером. Видимо поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. В мастерской Дженни прошли подготовку многие будущие архитекторы Чикаго, в том числе и Луис Салливен.

Луис Салливен (1846-1924), архитектор, публицист, является одним из самых известных представителей Чикагской школы. Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. Мз традиционных архитектурно-оформительских приемов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря - свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей... Всюду и всегда форма следует за функцией - таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма». Так возникла формула Салливена "Форма следует за функцией", ставшая позже лозунгом функционалистов.

Фрэнк Ллойд Райт. (1869-1956)

Внёс огромный вклад в развитие индустриального дизайна (жилые дома, административные здания, мебельные проекты, интерьерные работы, посуда, ткань, обои, керамика, витражи, графический дизайн). Активно занимался преподавательской деятельностью. выпускал книги.

Мебель Райта отличается изысканными пропорциями и подчёркнутой геометрией без каких- либо декоративных элементов. Выпущенная спустя сто лет опять серийно в середине 80-х годов она оказалась вновь современна.

Фрэнк Ллойд Райт - самое знаменитое имя в области американского дизайна жилых домов.

Американский архитектор, основатель школы «органической архитектуры», автор знаменитого «Дома над водопадом» и здания музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Для американцев Райт — «бог архитектуры». Его творчество стоит несколько особняком от интернационального стиля и вообще функционализма. Он довольно критично отзывался о работах своих западноевропейских коллег, называя их постройки «картонными коробками» и «ящиками на ходулях».

Его «органическая архитектура» поначалу представляет собой вариант американского модерна, но быстро уходит гораздо дальше. В раннем творчестве Райта есть нечто и от Ар Деко, хотя, возможно, что наоборот, стиль Ар Деко кое-что брал у Райта.

Райт создает «обнаженные» интерьеры. Где это необходимо, он открывает кирпичную кладку, добавляет немного дерева. В некоторых домах (например, в Уинслоу-хаус в Иллинойсе) применяет окна с частым переплетом, доминирующие как мотив в интерьере. В отличие от европейских функционалистов Райт никогда не отрицал орнамента и украшений. Единственное требование, которое он предъявлял к декору – быть органичным, т.е. «развиваться из природы и архитектуры» и «соответствовать природе материалов».

Идеи для декора Райт часто черпал из орнаментальных мотивов доколумбовой Африки.

Райт сформулировал «9 принципов органической архитектуры», которых придерживался в своих жилых постройках.

«Дом над водопадом» наиболее яркая работа Райта.

Дом принадлежит Эдгару Кауфману и находится в штате Пенсильвания, был построен Райтом в 1935— 1939 гг.

Американская академия архитектуры в 1991 г. назвала «лучшей работой за всю историю американского зодчества».

При проектировании этого своего самого знаменитого произведения Райт оставил нетронутым водопад, над которым возвел дом.

Все перекрытия дома — железобетонные плиты, консольно вынесенные на разных уровнях и в разных направлениях от центрального массива.

А центральный массив — как бы скала — выполнен из местного рваного камня. Таким образом, все конструктивные горизонтальные элементы — гладкие и светлые, все вертикальные — темные и брутально-шершавые. «Скальная» эстетика присутствует и в интерьере. Одну стену составляет необработанная часть скалы, на которой воздвигнут дом.

«Дом над водопадом» представляет собой единый композиционный организм, демонстрирующий единение архитектуры с природой.

Мебель Райта так же является воплощением его «органических» принципов.

Она несколько тяжеловесна, всегда герметична.

В качестве материалов Райт использует дуб, красное дерево.

Наиболее наглядным примером мебели Райта служит цилиндрический стул для дома Д. Мартина в Буффало.

Все интерьеры Райта выглядят очень современно, хотя и созданы, как правило, в первой половине 20века.

У Райта было множество учеников и последователей. Своими работами он заслужил репутации отца американского модернизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: