Возражение 72

Умирая мученической смертью, Стефан молился: "Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян. 7:59). Будучи на кресте, Христос сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46). Это доказывает, что в момент смерти подлинный человек, то есть бессмертная реальность, именуемая "духом", уходит из тела.

В данном случае словом "дух" переведено греческое слово "pneuma", которое, по существу, предполагается каждый раз, когда в переводе Нового Завета используется слово "дух". Изначальное значение слова "pneuma" - "ветер", "воздух", и поскольку наша жизнь неразрывно связана с воздухом, которым мы дышим, "pneuma" может означать и собственно жизнь. В самом этом слове нет ничего, что намекало бы на существование нематериальной, наделенной сознанием реальности.

Молясь, Стефан не говорил "приими меня", и это очень знаменательно, так как в данной молитве к Богу обращается конкретный человек, а не просто оболочка или тело. Если бы Стефан верил, что праведники восходят на небо в момент смерти, он, наверное, молился бы так: "Прими меня в славу". Однако Стефан, будучи живым существом, которое, умирая, еще не утратило сознания, вверил Христу то, что было его жизнью ("pneuma").

Стефан знал, что его жизнь - Божий дар, и вслед за Иовом мог сказать: "Дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Теперь этот великий дар уходил от него, и он хотел отдать Богу то, чего более не мог удержать. Он верил в истину, которую позднее выразил Павел, сказавший: "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол. 3:3, 4). Стефан знал, что в день воскресения он опять обретет жизнь, но жизнь бессмертную.

Многое из того, что мы сказали о Стефане, со всей очевидностью относится и к словам Христа. Он предал Своему Отцу жизнь, которую собирался отдать за грехи мира. В утро воскресения Божий ангел вызвал Его из гроба Иосифа, чтобы Он снова обрел жизнь, которой добровольно пожертвовал.

Возражение 73

В Послании к Евреям (Евр. 12:23) говорится, что человек обладает духом, который и составляет его подлинную сущность, и что благодаря этому духу мы обретем общение в нашем совершенном состоянии. Иными словами, данный текст доказывает, что расставшийся с телом дух пребывает в небесном блаженстве.

Приведем данный отрывок в контексте: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех - Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета - Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22-24).

В данном случае автор послания (считается, что им был апостол Павел) противопоставляет христианина, находящегося в условиях нового завета, самонадеянным и склонным к мятежу израильтянам, жившим в условиях ветхого завета. Противопоставление начинается в 18-м стихе: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре... Но вы приступили к горе Сиону" (Евр. 12:18, 22).

Надо помнить, что основная цель всего послания заключается в том, чтобы показать превосходство новозаветных отношений над ветхозаветными, превосходство жертвы Христа и Его служения ради уверовавших в Него над служением священников Моисея ради евреев. Таким образом, мы с полным правом можем предположить, что в рассматриваемом нами отрывке речь идет о другом противопоставлении и что в 22-м и в 23-м стихах Павел описывает находящееся на земле, а не на небе. Вряд ли можно сказать, что Павел старался прояснить и без того очевидную мысль о том, что небо превосходит землю. В то же время евреям часто надо было напоминать о том, что, хотя эпоха Моисея, рассмотренная в контексте Божественного присутствия на Синае, была эпохой славы и даже грозного величия, она все равно уступала в славе христианской эпохе. Тот факт, что он описывает сообщество христиан в христианскую эпоху, а не какое-то небесное сообщество, подтверждается его словами: "Вы приступили... и к Ходатаю нового завета - Иисусу". Для тех, кто наконец достиг неба, Христос больше не является Священником - Ходатаем какого-либо завета. Спасенные и вознесшиеся на небо не будут нуждаться в нем.

Несмотря на достаточно образный язык, нетрудно увидеть, что Павел описывает состояние верующего во Христа в этом мире. Проведем сравнительный анализ.

1. "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму". Сравним сказанное со словами Петра: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: "вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится"" (1 Петр. 2:4-6).

2. "И тьмам Ангелов". Когда мы возносимся в небесную сферу, мы приближаемся к ангелам. Равным образом, когда мы становимся Божьими детьми, Его святые ангелы служат нам (см. Евр.1:14).

3. "К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах". Христос утвердил в этом мире Свою Церковь и, принимая Его, мы приходим к ней.

4. "И к Судии всех - Богу". Сравним с этими словами другие высказывания Павла. "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати" (Евр. 4:16). "Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу" (Евр. 7:25).

Не приводя других параллельных мест, со всей уверенностью можно сказать, что в данном случае Павел описывает жизнь христианина в нашем мире. Отличительной особенностью этой жизни является тот факт, что он имеет общение с:

1. "Тьмами Ангелов";

2. "Торжествующим собором и церковью первенцев";

3. "Судиею всех - Богом";

4. "Духами праведников, достигших совершенства";

5. "Ходатаем нового завета - Иисусом".

Итак, пока мы находимся на земле, посещаем церковь и вступаем в общение с Богом и нашим Спасителем Иисусом, с какими "праведниками" мы общаемся? С бестелесными духами? Нет. Тогда что следует подразумевать под выражением "духи праведников"? Мы считаем, что самое простое объяснение, целиком согласующееся с Писанием, таково: в данном случае Павел говорит о христианине, который на духовном уровне общается с таким же братом-христианином. Наша встреча с другими христианами протекает не на плотском, земном, уровне, как это было у язычников в те времена, когда писал Павел.

Павел часто противопоставляет плоть и дух. Например, в Послании к Римлянам он пишет: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 8:5-8).

Христос сказал: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: "должно вам родиться свыше"" (Ин. 3:6, 7).

И Павел, и Христос говорят об обратившемся человеке, который продолжает жить на этой земле, оставаясь плотью и кровью, но слову "плоть", обозначающему нашу пораженную грехом природу, они противопоставляют слово "дух" как общий термин, характеризующий человека, который "родился свыше", имеет духовную природу и которым руководит Дух Божий. Однако в человеке, родившемся свыше, нет ничего призрачного и нематериального, даже если о нем можно сказать, что "рожденное от Духа есть дух". В субботний день его можно найти в церкви!

Нельзя не согласиться, что, глядя на этот трудный текст сквозь призму учения о бессмертии души, большинство комментаторов Библии (причем все они признают, что стихи 22-24 действительно являются трудными) усматривают в 23-м стихе указание на уже умерших святых. Поэтому, когда некоторые из них признают, что в данном стихе речь идет о жизни христианина в земном мире, такое признание имеет весьма важное значение. Комментируя этот отрывок, Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) замечают: "Слова "дух" и "духи" используются по отношению к человеку или людям, которые пребывают в теле, находясь под воздействием духа, противоположного плоти (см. Ин. 3:6)".

Методистский исследователь Адам Кларк (Clarke) поясняет этот текст так: "Под "духами праведников, достигших совершенства", подразумеваются христиане, достигшие духовной зрелости, оправданные кровью и освященные Духом Христа. Словом "приступили" обозначено духовное единение учеников Христа, которое им присуще даже когда они вдалеке друг от друга, потому что все они - "в одном духе" (Еф. 2:18), в "единстве духа" (Еф. 4:3, 4) и представляют собой "одну душу" (Деян. 4:32)".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: