Классификация оборотных средств

При планировании, учете, анализе оборотные средства группируются по следующим признакам:

1) В зависимости от функциональной роли в процессе производства различают:

·Оборотные средства в сфере производства

·Оборотные средства в сфере обращения

Оборотные средства в сфере производства включают:

·Производственные запасы (сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, запасные части для ремонта оборудования, МБП – малоценные и быстродействующие предметы, инвентарь производственный и др.)

·Незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства

·Расходы будущих периодов – это расходы, связанные с подготовкой скважин, шахт и других объектов для их будущей эксплуатации, расходы по проектированию, на изобретательство, на рационализацию

Оборотные средства в сфере обращения:

· Нереализованная продукция

· Готовая продукция в емкостях, на складах

· Готовая продукция в пути

· Денежные средства: в кассе, на расчетном счете, авансы выданные, средства в расчетах с поставщиками и покупателями, дебеторская задолженность (абонентская задолженность), краткосрочные финансовые вложения, прочие денежные средства

2)В зависимости от способа регулирования, контроля, планирования и управления оборотные средства могут быть:

· Нормируемые

· Ненормируемые

К нормируемым оборотным средствам, как правило, относятся:

· Производственные запасы

· Незавершенное производство

· Расходы будущих периодов

· Готовая продукция в емкостях и на складах

· Полуфабрикаты собственного производства

К ненормируемым оборотным средствам относят:

· Товары отгруженные, но не оплаченные покупателем

· Денежные средства в расчетах

Все они не оказывают значительного влияния на течение производственного процесса. Кроме того, определить их нормативы затруднительно, так как величина их меняется в значительных пределах.

Нормирование – это разработка норм расхода и норм запасов материальных ресурсов, а также нормативов оборотных средств.

Норма расхода материала – это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работы, услуги) установленного качества и в конкретно планируемых условиях производства.

Нормирование оборотных средств заключается в установлении технически обоснованных норм, а также в определении норм производственного запаса и норматива оборотных средств.

Норма производственного запаса – это показатель, которые характеризует отношение запасов материальных ценностей к их суточной (дневной) потребности при нормальной деятельности предприятия. Измеряется в днях среднесуточного потребления сырья, материалов определенного вида.

Норматив оборотных средств – это денежное выражение стоимости минимально необходимого предприятию среднего запаса (среднего остатка) товарно-материальных ценностей.

Нормы запасов оборотных средств устанавливаются по видам материальных ценностей, по маркам, сортам, размерам и т.д.

Запасы материальных ценностей на предприятии делят на текущие, гарантированные (страховые), сезонные (в некоторых отраслях ТЭКа).

Текущий запас материальных ценностей устанавливается в размере, который обеспечивает нормальную работу предприятия между двумя очередными поставками материальных ценностей.

Гарантированный (страховой) запас материальных ценностей создается для обеспечения нормальной работы предприятия в случае невыполнения очередной поставки материальных ценностей, материальных ресурсов или в случае перевыполнения плана.

3) В зависимости от источников формирования различают:

· Собственные

· Заемные

Объем собственных средств определяется на основании нормирования оборотных средств, их расчета и представляет минимально необходимый размер средств, который обеспечивает нормальную работу предприятия.

Иногда потребность в оборотных средствах выходит за пределы минимальных значений. Тогда возникает необходимость вовлечения в оборот заемных оборотных средств. Это та часть оборотных средств предприятия, которая формируется за счет вовлечения в оборот возвратных краткосрочных ссуд или кредитов банка (как правило краткосрочные кредиты банка выдаются под выплату заработной платы и под запасы топлива).

4) В зависимости от ликвидности (скорости их превращения в денежные средства) оборотных средств различают:

· Абсолютно ликвидные оборотные средства (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения)

· Быстро реализуемые оборотные средства (дебеторская задолженность, платежи, по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

· Медленно реализуемые оборотные средства (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебеторская задолженность свыше 12 месяцев и др.)

· Трудно реализуемые оборотные средства (внеоборотные активы)

14. Цель и задачи управления запасами. Запасы — это материальные ценности, выключенные на некоторое время из процесса непосредственного потребления. Производственные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся уже у потребителя, но еще не вступившие в процесс производственной переработки. Запасы играют центральную роль в рациональной и эффективной деятельности большинства предприятий. Их высокая стоимость только повышает значение планирования и контроля. Принимая решения о размере запасов, нужно помнить, что затраты на содержание запасов должны быть минимизированы и в то же время нельзя допускать возникновения дефицита запасов, нарушения ритмичности выпуска и продажи продукции. Следовательно, предприятие должно всегда располагать достаточным количеством запасов, чтобы быть в состоянии без промедления выполнять заказы. Изменение одной из них ведет к соответствующему изменению двух других. К необходимости создания запасов приводят следующие факторы: — дискретность поставок и выпуска продукции; — случайные колебания спроса в период между поставками; — предполагаемые изменения состояния системы, отражающиеся в сезонности спроса. Существует ряд обстоятельств, которые говорят в пользу минимизации уровней запасов: — плата за хранение запасов и наличие потерь от иммобилизации (отсутствия движения) средств в запасах; — издержки от естественной убыли; — потери от морального износа. В производственном цикле запасы делятся на две большие категории: — сырье и материалы; — незавершенное производство, полуфабрикаты и готовая продукция. Необходимо выделить четыре основные причины появления запасов. 1. Партии сырья для изготовления продукции, сбыта и транспортировки равны, но меньше партии потребления: 2. Партии изготовления и потребления равны, но меньше партии транспортировки: 3. Партии изготовления, сбыта, транспортировки и потребления равны, но не согласуются режимы работы: 4. Поставщик работает в режиме «сделай — отдай»: Чтобы продукция не пролеживала, необходимо уравнять партии продукции по стадиям и синхронизировать графики работы. Управлением запасами на предприятиях обычно занимается специально созданная служба. Главная цель управления запасами — минимизация различного вида издержек, связанных с приобретением и хранением запасов. Для достижения этой цели решаются две задачи, в каждой из которых определяется: — оптимальный размер заказа на пополнение запасов; — время подачи заказа на пополнение запасов. Непосредственное управление запасами осуществляется при приемке и складировании. Отдел приемки отвечает за точный учет и правильное заполнение и оформление учетной документации но всем поступившим материалам. Количество полученных материалов сопоставляется с копией заказа на приобретение. Кроме того, отдел приемки отвечает за качество полученных материалов. В его функции входит проверка качества поступивших материалов по заданным качественным характеристикам. Теория управления запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающей наиболее экономным путем удовлетворение будущего (не всегда определенного) спроса. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению такой последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, которая обеспечит минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукта и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Чрезмерно большой запас связан с омертвлением капиталов, требует значительных затрат на хранение и уход за ним. С другой стороны, недостаточный запас вызывает перебои в работе производства, нарушает взаимодействие с другими предприятиями и грозит различными экономическими санкциями. Целесообразный уровень запасов зависит от большого числа условий, связанных как с самим производством, так и с внешними по отношению к нему факторами. К внутренним условиям относятся, например, интенсивность использования запасов в зависимости от характера выполняемого заказа, возможности хранения и затраты на содержание запасов в течение того или иного промежутка времени. Внешние факторы, влияющие на выбор уровня запасов, определяются колебаниями спроса на продукцию предприятия, возможностями поставщиков, оперативностью выполнения заказов, затратами на перевозку. Сильным стимулом к созданию излишних запасов служит их дефицит. При этом отмечается, что в экономике, располагающей ограниченными ресурсами, в рамках всех нормальных запасов доля запасов полуфабрикатов и материалов относительно больше доли нормальных запасов готовой продукции, а в экономике с ограниченным спросом — наоборот.
25. Понятие, задачи и содержание финансового планирования. Финансовое планирование - деятельность, направленная на обоснование планомерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, как на общегосударственном уровне, так и на уровне территорий, отраслей, предприятий, организаций. Основной объект финансового планирования - финансовые ресурсы. Субъекты финансового планирования - органы государственной власти, местного управления и самоуправления, специализированные структурные подразделения различных отраслей, предприятий, организаций. В процессе финансового планирования на различных уровнях проявляют свое действие распределительные и контрольные функции финансов. С помощью распределительной функции устанавливаются научно обоснованные пропорции формирование, распределение и использование финансовых ресурсов. С помощью контрольной функции контролируется соблюдение пропорций на различных уровнях. Они выражаются в конкретных финансовых показателях. Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса на различных уровнях в соответствии с программами, прогнозами социально экономического развития различных субъектов, с целями и задачами финансовой политики. Задачи финансового планирования: 1. установление необходимого объема финансовых ресурсов и определение конкретных источников его формирования. 2. разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов. 3. установление научно обоснованных пропорций распределения финансовых ресурсов. 4. определение конкретных направлений расходования финансовых ресурсов исходя из приоритетности, целевой направленности. 5. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, а так же эффективного и экономного их использования. 26. Виды финансовых планов. Принципы финансового планирования. В основе финансового планирования лежат определенные принципы: 1. Принцип единства финансовых планов, который отражает взаимосвязь, взаимодействие различных финансовых планов, составляемых субъектами хозяйствования в рамках единой финансовой системы. 2. Научной обоснованности - выражается в научном обосновании всех финансовых показателей. 3. Предметно целевой, который предусматривает планирование направления расходования финансовых ресурсов в предметно целевом разрезе. 4. Принцип непрерывности, с помощью которого обеспечивается систематичность составления финансовых планов на различные периоды в рамка единого финансового плана или прогноза. 5. Гибкости - выражается в формировании финансовых резервов на различных уровнях. Финансовое планирование представляет собой важнейшую фунцию управления финансами. Напомним, что оно подразумевает процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения. Финансовые планы в зависимости от сроков, на которые они составлены, делятся на: - перспективные (стратегические); - текущие (административные); - оперативные. Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Административные планы — это тактические планы развития (среднесрочные планы). Оперативные планы — это тактические планы, которые прямо связаны с достижением целей фирмы (планы производства). Процесс планирования, включает в себя бюджетирование. Бюджеты, как правило, составляются на следующий год. Они являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании составляют бюджеты. Некоторые компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность по центрам ответственности для получения прибыли.
24. Стратегии финансирования оборотных средств. Способ, которым фирма финансирует постоянную и переменную часть оборотных средств, оп-ределяется в рамках следующих стратегий финансирования оборотных средств. Метод согласования сроков существования активов и обязательств. Суть данного метода состоит в том, что переменная часть оборотных средств финансируется за счет краткосрочных кредитов и займов, а постоянная часть — за счет долгосрочных пассивов, собственного капитала и спонтанно возникающей кредиторской задолженности. Агрессивная стратегия финансирования состоит в том, что не только переменная часть оборотных средств, но и некоторая доля переменной части оборотных средств финансируется за счет краткосрочных кредитов и займов. Консервативная стратегия финансирования состоит в том, что некоторая доля переменной части оборотных средств финансируется за счет долгосрочных пассивов и спонтанно возникающей кредиторской задол-женности. Это политика с минимальной долей риска. 22. Определение оптимального уровня денежных средств. Модель Баумоля. К денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить: а) общий объем денежных средств и их эквивалентов; б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстро-реализуемых ценных бумаг; в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов. Модель Баумоля. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации продукции предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Особенностью модели Баумоля является то, что потребность предприятия в денежных средствах находится на «постоянном и прогнозируемом уровне», что может быть осуществлено за счет равномерных выплат с расчетного счета и из кассы. Поскольку характер расходов предприятия неравномерный, то без предварительного анализа структуры расходов с позиций их распределения во времени и по объемам, и в случае наличия неравномерности обеспечение условий для ее регулирования путем оплаты расходов различных видов с разных банковских счетов, то есть модель Баумоля требует уточнения. Модель Баумоля проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные доходы которых стабильны и прогнозируемы. При использовании данной модели учитывают ряд ограничений: 1) на данном отрезке времени потребность организации в денежных средствах постоянная, ее можно спрогнозировать; 2) все поступающие средства от реализации продукции организация вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только остаток денежных средств падает до неприемлемо малого уровня, организация продает часть ценных бумаг; 3) постоянными, а следовательно, и планируемыми считаются поступления и выплаты организации, что позволяет вычислить чистый денежный поток; 4) поддается расчету уровень затрат, связанных с превращением ценных бумаг и других финансовых инструментов в наличные деньги, а также потери от упущенной выгоды в виде процентов за предполагаемые вложения свободных средств.
27. Этапы составления финансового плана. Финансовое планирование охватывает ряд этапов: · анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; · расчет плановых показателей; · составление финансового плана как документа На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее); факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели. На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. 29. Контроль исполнения финансового плана предприятия. Под контролем вообще понимают процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану. Цель контроля – обеспечить выполнение плановых заданий. Контроль исполнения финансовых планов следует отличать от понятия финансового контроля, поскольку последний гораздо шире и ориентирован не только на выполнение плана. Система контроля исполнения финансового плана должна включать следующие элементы: объекты контроля – бюджеты центров финансовой ответственности; предметы контроля – отдельные характеристики состояния бюджетов (например, соблюдение лимитов затрат); субъекты контроля – центры финансовой ответственности, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов; технологию контроля – осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями бюджетов. Контроль исполнения финансовых планов на предприятии должен осуществляться последовательно: · определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета; обычно в состав исполнителей контроля планов входят финансовый директор или вице-президент по финансам, главный бухгалтер организации; · определение перечня контрольных показателей для анализа(исполнения бюджета)и приоритетов контроля (точности, скорости); · сбор информации о производственно-финансовой деятельности организации и составление отчетов; · сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений; · анализ отклонений и выявление их причин; · принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением. С целью осуществления контроля за исполнением бюджетов целесообразно использовать двухуровневую систему этого контроля: 1) нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности, осуществляемый экономическими службами этих подразделений; 2) верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый финансово-экономической службой коммерческой организации и ее бухгалтерией.
34. Эффект операционного рычага. Эффект операционного (производственного) рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Для расчета эффекта или силы воздействия рычага используется целый ряд показателей. При этом требуется разделение издержек на переменные и постоянные с помощью промежуточного результата. Иными словами эффект производственного рычага показывает степень чувствительности прибыли от реализации к изменению выручки от реализации. Влияние увеличения объема производства и выручки от реализации на прибыль компании определяется понятием операционного рычага, воздействие которого проявляется в том, что изменение выручки сопровождается более сильной динамикой изменения прибыли. Таким образом, силу (эффект) производственного (операционного) рычага можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. Виду того что, формулу расчета эффекта операционного рычага упрощенно можно представить как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль, расчет эффекта производственного расчета позволяет ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли. Также необходимо отметить что, сила воздействия операционного рычага: · зависит от относительной величины постоянных затрат; · прямо связана с ростом объема реализации; · тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности; · зависит от уровня фондоемкости; · тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы. 31. Методы разделения затрат на постоянные и переменные. В действующей практике деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумя основными методами: аналитическим и статистическим. При аналитическом методе все затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейно подразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частично переменные (полупеременные). Затем на основе анализа соотношения затрат и результатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменных расходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат). Таким образом, постоянные расходы имеют вариатор 0, пропорциональные — 1 (или 10 при десятичном масштабе измерения), а переменные — значения вариаторов в интервале от 0 до 1 (10). Постоянная и переменная части полупеременных расходов прибавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропорциональных затрат. В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды. Аналитический метод группировки и систематизации издержек в зависимости от изменения объема производства позволяет уловить лишь общую тенденцию поведения затрат и допускает возможность погрешностей за счет условности расчета вариаторов. Более точные результаты следует ожидать от применения для такого рода расчетов методов математической статистики (крайних точек, графика рассеивания, корреляционного и регрессионного анализа и др.). Эти методы достаточно подробно описаны в специальной литературе, но редко применяются на практике ввиду сравнительной трудоемкости. Основными статистическими методами дифференциации общей суммы затрат на постоянные и переменные расходы являются: • метод минимальной и максимальной точки (метод мини-макси); • графический (статистический) метод; • метод наименьших квадратов. При методе мини-макси из всей совокупности данных выбирают два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Затем определяется ставка переменных затрат, или средние переменные издержки, в себестоимости единицы продукции. Общая сумма постоянных расходов исчисляется как разность между общей суммой затрат отчетного периода и произведением их переменной части на соответствующий объем производства.
16. Модель оптимальной партии заказа. Экономичный размер заказа (формула Уилсона, EOQ-модель) — модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов. Цель определения оптимальной партии заказа состоит в обеспечении запасами, необходимыми для поддержания производственного процесса при минимальных совокупных издержках хранения и организации заказов. Главная идея метода EOQ - разделение затрат на: а) асходы по хранению запасов (переменные); б) рсходы по организации заказа (условно-постоянные).Пусть S - годовой объем продаж; N- гоовое число заказов; Q-заказываемое количество товара потребителем (Q = S/N). Уровень запасов будет колебаться от величины Q после поступления заказа до нуля (или величины страхового запаса) накануне поступления следующего заказа. При расчете издержек хранения учитываются затраты на аренду складов, амортизацию помещений, коммунальные услуги, охрану, страхование, потери от уценки, порчи, устаревания и т.д. Возможен учет стоимости денег для хранения запасов (цены капитала). Иногда эти издержки трактуют как издержки упущенных возможностей на инвестирование средств. часть затрат увеличивается с ростом объема запасов, часть - снижается. Оптимальный размер заказа тот, который минимизирует совокупные затраты. Близко от точки оптимума кривая издержек понижается постепенно, полого. Это говорит о том, что небольшое колебание размера партии заказа принципиально не влияет на издержки. Общие издержки = издержки на закупку + издержки размещения заказа + издержки хранения, что соответствует: Модель EOQ дает важные практические ориентиры для расчета оптимальной партии заказа. В то же время она верна лишь при определенных условиях, а именно: предполагается, что объем производства определен точно, продажи равномерны, поставка запасов идет без задержек. Поэтому практическое применение модели возможно только с ограничениями, она помогает лишь наметить тенденцию управления величиной партии закупки. Даже в странах с развитой рыночной экономикой эту модель рассматривают скорее как теоретическую, пригодную лишь для определения общих трендов и зависимостей. На практике при определении размера партии закупки приходится учитывать и многие другие неформальные факторы. Например, целесообразно учитывать необходимость резервного запаса на случай непредвиденного увеличения продаж, сбоев в поставках и т.д. Однако увеличение среднего размера запасов из-за создания резервов ведет к повышению издержек хранения запасов. Другой отрицательный момент - невозможность достаточно точно оценить затраты на заказ и расходы на хранение. А для использования модели необходимо выделить именно переменные и постоянные части затрат. При неэффективном хозяйствовании переменные затраты составляют незначительную часть совокупных расходов на хранение или доставку. Их, в свою очередь, очень трудно выделить из общехозяйственных расходов. 19. Понятие кредитной политики и ее элементы. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА – это стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Основные функции: · получение максимально высоких доходов с минимальным риском при размещении пассивов в кредитные ресурсы · снижение риска возникновения критичного объёма просроченной задолженности к минимуму; · разграничение полномочий по выдаче ссуд; · предоставить возможность банку гибко реагировать на изменения в экономике и законодательстве; · привлечение надежных и рентабельных клиентов; Практика показывает, что кредитная политика банка в большинстве случаев, как минимум, должна включать в себя такие элементы, как[6]: разработка ряда внутрибанковских нормативных документов по кредитованию; управление кредитным риском; управление кредитным портфелем. Исходя из отечественного и мирового опыта требований оптимизации кредитной политики рекомендуется следующая схема формирования кредитной политики коммерческого банка: определение общих положений и целей кредитной политики; создание аппарата управления кредитными операциями и наделение полномочиями сотрудников банка; организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора; осуществление банковского контроля и управление кредитным процессом.
33. Предельные и средние издержки. Предельная выручка. Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования, Все экономические издержки могут быть разделены на две группы: постоянные и переменные. Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется пропорционально изменениям объемов производства, или расходы, зависящие от объемов производства и реализации продукции. К переменным издержкам относятся: затраты на оплату труда рабочих, занятых в основном производстве; затраты на оплату транспортных услуг сторонних организаций; расходы на приобретение сырья и материалов, необходимых для изготовления продукции; топливо и энергия, затрачиваемые на производство; вспомогательные материалы; необходимые социальные отчисления и т.п. Переменные издержки увеличиваются при наращивании объемов выпуска продукции и уменьшаются при его сокращении. Для каждого предприятия можно определить структуру издержек – процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия в рамках его валовых издержек. Если высока доля переменных издержек, то предприятие имеет меньший уровень механизации и автоматизации производства и обладает большей потребностью в использовании ручного труда, а поэтому и затраты на оплату труда работников относительно высоки. Если высока доля постоянных издержек, то предприятие отличается относительно высоким уровнем механизации и автоматизации производства. Стоит помнить, что в долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, а сумма постоянных и переменных издержек дает валовые издержки. Средние издержки – это издержки на единицу производимой продукции. Средние издержки помогают определить прибыльность фирмы и скорректировать политику ценообразования. Если цена продукта равна средним издержкам, то прибыль отсутствует. Если цена больше средних издержек, то фирма получает прибыль, равную этой разнице. Если цена меньше средних издержек, то фирма несет убытки. Средние издержки делятся: на средние постоянные издержки – это издержки, величина которых определяется путем деления общих постоянных издержек на количество выпущенной продукции. Размер постоянных издержек не зависит от объема выпущенной продукции, поэтому с ростом объема производства величина средних постоянных издержек снижается; средние переменные издержки – это издержки, величина которых определяется путем деления общих (суммарных) переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции. Поскольку переменные издержки зависят от объемов производства, то с ростом объема производства сумма средних переменных издержек возрастает; средние общие (валовые) издержки – это издержки, определяющиеся путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции либо путем суммирования средних постоянных и средних переменных издержек. Вначале средние валовые издержки высокие. По мере увеличения объема производства они снижаются и достигают минимума, а затем снова начинают расти. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции. Они равны приросту переменных издержек, если предполагается, что постоянные издержки неизменны. Предельные издержки носят переменный характер, в связи с этим они являются предельными переменными издержками (затратами). Предельные издержки служат для анализа объема производства и стратегии поведения фирмы, их рассчитывают для определения максимального выпуска продукции, который может осуществлять фирма. Общая (валовая) выручка – это сумма денег, полученная от реализации всего объема продукции. Предельная выручка – это дополнительная выручка, возникающая при увеличении производства на единицу продукции. Отрицательное значение предельной выручки свидетельствует о нерентабельности выпуска данного вида продукции. Сопоставление суммы предельных издержек с суммой предельной выручки является неотъемлемой частью анализа принятых управленческих решений, так как позволяет избежать убытков. Имеет смысл расширять производство, только пока каждая дополнительная произведенная единица продукции будет давать дополнительный доход, т.е. предельные издержки будут меньше предельной выручки. В момент, когда предельные издержки будут равны предельной выручке, следует останавливать увеличение объемов производства. При этом состояние, когда предельные издержки равны предельной выручке и в то же время они равны рыночной цене товара, называется равновесием конкурентной фирмы. 30. Содержание и классификация затрат на производство и реализацию продукции. По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на: o снабженческо-заготовительные; o производственные; o коммерческо-сбытовые; o организационно-управленческие. Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности. ^ По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями. ^ По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др. Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные – косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство. На практике затраты предприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям. ^ По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты. Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами, прежде всего ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 г. №33н (с изменениями и дополнениями).Установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат: (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты) Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Она позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.
13. Основные характеристики текущих активов. Чистый оборотный капитал. Это активы компании, которые обращаются в денежные средства, или переходят в затраты в течение одного года или одного производственного цикла. Основные характеристики - Хранятся для продажи или перепродажи. - Будут использованы в процессе производства или оказания услуг. С такими активами связаны текущие экономические выгоды. Под чистым оборотным капиталом (чистыми оборотными средствами) понимается разница между оборотными (краткосрочными, текущими) активами и краткосрочными пассивами (краткосрочным заемным капиталом) Чистый оборотный капитал (чистые оборотные средства) = оборотные (краткосрочные, текущие) активы - краткосрочные пассивы (краткосрочный заемный капитал). Данный показатель характеризует величину оборотного капитала, свободного от краткосрочных (текущих) обязательств, т.е. долю оборотных средств компании, которая профинансирована из долгосрочных источников и которую не надо использовать для погашения текущего долга. Рост величины NWC означает повышение ликвидности компании и увеличение ее кредитоспособности. В то же время, слишком большие значения оборотного капитала могут сигнализировать о неэффективной финансовой политике компании, которая приводит к снижению рентабельности (например, выбор долгосрочных, но более дорогих источников финансирования; неоправданное снижение кредиторской задолженности и т.п.). Формула расчета: NWC = Текущие активы – Текущие обязательства 15. Определение себестоимости реализованной продукции и оценки запасов. Себестоимость реализованной продукции - затраты на производство продукции и услуг, выручка от реализации которых получена в течение отчетного периода. Себестоимость реализованной продукции включает прямые затраты труда, сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию. Себестоимость реализованной продукции включает в себя следующие элементы: - материальные затраты; - амортизационные отчисления на полное восстановление; - расходы на оплату труда; - социальные отчисления; - платежи по обязательному страхованию имущества; - платежи по кредитам банков и поставщиков в пределах просроченных сроков; - отчисления в дорожный фонд. Наибольший удельный вес в балансовой прибыли занимает результат от реализации продукции, работ, услуг (Рпр.): Ррп = Врп – Срп Где Врп – выручка от реализации продукции, работ, услуг Срп – себестоимость реализованной продукции.
21. Понятие и расчет продолжительности операционного и финансового циклов. Операционный цикл (Operating Cycle) — это условное название периода — типового повторяющегося элемента производственно-коммерческого процесса (от получения сырья до возврата денежных средств в виде выручки), в течение которого денежные средства омертвлены в запасах и расчетах (дебиторах). Аналитический показатель, характеризующий среднее время омертвления денежных средств в этих активах, носит название продолжительности операционного цикла. Операционный цикл начинается с момента появления обязательства оплатить приобретенные производственные запасы, т.е. с момента формального (но не обязательно фактического) вложения денежных средств в запасы, и заканчивается моментом возврата денежных средств на счета фирмы в виде выручки. Алгоритм расчета имеет вид: Doc =Invd+ARd где Invd— оборачиваемость запасов (в днях); ARd — оборачиваемость средств в расчетах (в днях). Финансовый цикл есть условное название периода как типового повторяющегося элемента торгово-технологического процесса, в начале которого денежные средства фактически уходят в оплату поставщикам за купленные у них сырье и материалы и в конце которого возвращаются в виде выручки. Показатель, характеризующий среднее время между фактическим оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности и их фактическим притоком как результатом производственно-финансовой деятельности, называется продолжительностью финансового цикла (Cash Cycle Period). Смысл финансового цикла заключается в следующем. Эффективность финансовой деятельности фирмы в части расчетов с контрагентами характеризуется не только своевременностью востребования дебиторской задолженности, но и рациональной политикой в отношении кредиторов. Кредиторской задолженностью можно управлять, откладывая или приближая срок ее погашения. Благодаря этому решаются две задачи: регулируется величина денежных средств на счете и рассматривается целесообразность поддержания дополнительного источника финансирования. Дебиторская и кредиторская задолженности взаимоуравновешивают друг друга, а их совместное влияние на эффективность циркулирования денежных средств выражается через показатель продолжительности финансового цикла Dcc, рассчитываемый но формуле Dcc =Invd +ARd -APd, где Invd — оборачиваемость средств, омертвленных в производственных запасах; ARd — оборачиваемость средств, омертвленных в дебиторской задолженности; APd — период погашения кредиторской задолженности. 32. Определение порога рентабельности и маржинального дохода предприятия. Порогом рентабельности называют – такой объем продаж предприятия, при котором прибыль от продажи товара полностью покрывает существующие расходы производства, которые возникают в процессе производства продукции. Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие: Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров). Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций. Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности. Формула расчета порога рентабельности в денежном выражении: ПРд = В*Зпост/(В - Зпер) Формула расчета порога рентабельности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара): ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер) В — выручка. Рн — объем реализации в натуральном выражении. Зпер — переменные затраты. Зпост — постоянные затраты. Ц — Цена, выручка на единицу продукции, ЗСпер — средние переменные затраты (на единицу продукции). ПРд — порог рентабельности в денежном выражении. ПРн — порог рентабельности в натуральном выражении. маржинальный доход - Доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Формула расчета маржинального дохода (маржинальной прибыли) TRm = TR - TVC, где TRm — Маржинальный доход TR — Доход (total revenue) TVC — Переменные затраты (total variable cost). Применение маржинального дохода дополнительно к показателю прибыли позволяет более точно оценить доходность отдельных хозяйственных операций и устранить неопределенность в ее оценке при обосновании оперативных и прогнозных управленческих решений. Маржинальный доход (МД) — это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Существует два способа определения маржинального дохода: 1) МД = Выручка от реализации - Переменные затраты; 2) МД = Постоянные затраты + Прибыль организации.
3. Нераспределенная прибыль. Амортизация как источник финансовых ресурсов предприятия. финансовые ресурсы предприятияклассифицируются на: § внутренние финансирование; § внешнее финансирование. Нераспред. прибыль - Доля прибыли компании, которая не идет в уплату налогов и не распределяется между акционерами в виде дивидендов, а повторно инвестируется в активы этой компании. Нераспределенная прибыль может инвестироваться в основной капитал, может храниться и в виде кассовых остатков или пригодных для обращения на рынке ценных бумаг, использоваться для финансирования поглощения других фирм, для пролонгирования кредитов клиентам, на выплаты по ссудам или для увеличения ликвидных активов. Удержание части прибыли – это альтернативный и более простой метод финансирования по сравнению с мобилизацией нового капитала путем заимствования или выпуска акций. Обычно инвестируется в приобретение физических активов, покупку компаний или расширение товарного кредита покупателям. Следовательно, нераспределенная прибыль является одним из важнейших элементов собственного капитала, как в отечественной, так и в зарубежной учетной практике. Но в то, же время, вызывает сомнение целесообразность включения полной суммы нераспределенной прибыли в состав собственного капитала. Это сомнение вызвано возможными вариантами использования нераспределенной прибыли, ведь она будет являться капиталом лишь в случае ее направления на производственное развитие экономического субъекта. Следует отметить, что нераспределенная прибыль является наиболее экономичным методом долгосрочного финансирования. При этом организация не затрачивает средства для привлечения внешних финансовых ресурсов, и нет необходимости дополнительно выпускать ценные бумаги. Нераспределенная прибыль является постоянным источником финансирования и может быть использована в чрезвычайных обстоятельствах:с езонных колебаниях в спросе и т.п. Следовательно, нераспределенная прибыль повышает кредитоспособность организации и позволяет проводить стабильную дивидендную политику, являясь основным источником материального благосостояния собственников организации. Амортизационные отчисления являются устойчивым источником финансовых ресурсов. Амортизационные отчисления производятся только до полного переноса балансовой стоимости фондов на себестоимость продукции (работ, услуг) и издержки обращения. Амортизационные отчисления могут начисляться равномерным или ускоренным методами. В Российской Федерации применяется главным образом равномерный метод начисления амортизации. Амортизация основных средств начисляется по всем группам основных средств, включая и незавершенное строительство (за исключением земельных участков, продуктивного скота, библиотечного фонда и т. д.). При равномерном методе амортизация начисляется по единым нормам амортизации, установленным в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Нормы амортизации могут корректироваться в зависимости от отклонений от нормативных условий использования основных средств. Величина этих коэффициентов приведена в сборниках норм амортизации. По подвижному составу автомобильного транспорта (легковые и грузовые автомобили, автобусы) нормы амортизации определяются в процентах к первоначальной стоимости на тысячу километров пробега. Малые предприятия в первый год эксплуатации имеют право списания (т. е. отнесение на себестоимость продукции с соответствующим снижением налогооблагаемой базы) в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. Малым предприятиям разрешено также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. При ускоренной амортизации норма амортизации увеличивается в два раза. Износ нематериальных активов начисляется ежемесячно по нормам амортизации к первоначальной стоимости нематериальных активов. Нормы амортизации нематериальных активов определяются исходя из срока их полезного использования, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта. По нематериальным активам, для которых невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта. 17.Причины возникновения дебиторской задолженности. Факторы, влияющие на ДЗ делятся на две группы — внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: 1) состояние национальной экономики (например, спад производства); 2) состояние расчетов в государстве (например, невыполнение государством своих обязательств, кризис неплатежей); 3) денежно-кредитная политика ЦБ РФ (например, дефицит денежной массы); 4) уровень инфляции; 5) вид продукции; 6) емкость и насыщенность рынка. К внутренним факторам можно отнести: 1) взвешенность кредитной политики компании; 2) система контроля и управления дебиторской задолженностью; 3) прочие факторы (неэффективность работы предприятий, несоответствие производимой продукции спросу, оппортунистическое поведение менеджеров, уводящих ресурсы от кредиторов, использование неплатежей как средства кредитования). Первая — отсутствие кредитной политики. Кредитная политика — это документ, который описывает правила игры внутри компании: кому предоставляем отсрочку, на каких условиях, что делаем, если возникает ДЗ и т. д. Кредитная политика должна выстраиваться с учетом индивидуальных финансовых возможностей компании. Регламент управления ДЗ — еще один важный документ в случае, когда компания работает с отсрочкой платежей. Регламент — это по сути пошаговый алгоритм работы менеджера, где прописываются всевозможные варианты переговоров с клиентом: что делать, как делать, когда делать. У менеджера должны быть четкие представления, что и когда он должен говорить и какие действия предпринимать. Кроме того, регламент позволяет руководству компании системно контролировать работу сбытового персонала. Следующий момент — отсутствие контроля за ДЗ. Контроль складывается из двух элементов: четкого документирования наличия просроченной ДЗ и ежедневной управленческой деятельности в контакте с менеджерами по продажам. Отсутствие системы мотивации в компании — пожалуй, одна из главных причин возникновения ДЗ. Часто в компаниях дебиторка карается штрафами, то бишь вычетами из заработной платы менеджеров энной суммы денег. Но при этом, если у менеджера дебиторской задолженности нет, это принимается как само собой разумеющийся факт, хотя эффективнее и правильнее было бы: есть штрафы за просрочку, значит, должны быть и премии за ее отсутствие. То есть в компании должна быть сбалансированная система мотивации. Со стороны менеджеров можно отметить три основных причины возникновения дебиторской задолженности. Во-первых, это отсутствие знаний о том, как возвращать долги: отсутствие в голове менеджера понимания, почему вообще не платят, как вести переговоры с клиентом, что можно говорить, а чего не стоит, что говорить на каждом этапе переговоров и т. п. Второй аспект — отсутствие умений возвращать долги. Наличие знаний и понимание того, что и когда делать, — это еще не гарант успешных переговоров. Последний фактор, являющийся причиной просроченных платежей, — отсутствие у менеджера желания возвращать долги. Проще говоря, эта ситуация возникает, когда менеджер не воспринимает долг компании как свой собственный. В данном случае можно говорить о снижении лояльности менеджера к своей компании. Это происходит, как правило, по причине несбалансированной системы материальной и нематериальной мотивации, а также из‑за недоработок в формировании корпоративной культуры.
20. Цель управления денежными средствами и его содержание. В принципе управление денежными средствами сводится к выявлению причин их недостатка или избытка, а также определению источников их поступления и направлений использования. Целью управления денежными средствами компании является следующее:
  • обеспечение возможности гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации;
  • повышение эффективности деятельности путем принятия взаимоувязанных решений во всех областях управления, затрагивающих финансовые потоки;
  • осуществление целенаправленных организационных изменений в компании путем оценки деятельности подразделений, формального анализа возможных альтернативных вариантов действий, принятия и реализации соответствующих управленческих решений;
  • демонстрация возможностей роста и прибыльности потенциальным инвесторам;
  • осознанный выбор адекватной финансовой стратегии путем оценки сопоставления уровней прибыли и риска.
В конечном счете все сводится к оптимизации денежной наличности и поддержанию финансового равновесия (иногда говорят о выживании компании) с наименьшими затратами, что является одной из главных задач любой компании. Важнейшим при этом является анализ достаточности средств и скоординированности поступлений и выплат с целью обеспечения ликвидности компании.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: