Термины по финансовому праву

1. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления – процесс /организационная деятельность уполномоченных органов/ по образованию, распределению, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для реализации стоящих перед ними целей и задач.

2. Денежные отношения > финансовые отношения.

3. Финансы

· экономическая категория: совокупность /система/ экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств

· материальная категория: (совокупность) фондов денежных средств

4. Метод и источники мобилизации денежных средств: налоги и сборы, пошлины, страхование, эмиссия, добровольные взносы (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг, пожертвования), штрафы, лотереи.

5. Методы финансовой деятельности: методы мобилизации (формирования) фондов денежных средств - методы распределения и перераспределения

6. Финансирование – плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача денежных средств из бюджета.

7. Методы распределения: финансирование, кредитование, выплаты страховых возмещений, социальные выплаты, расчеты, выигрыш в государственной лотерее, трансферты населению.

8. Кредитование – плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача средств.

9. Расчет – способ прекращения денежных обязательств (денежные отношения!!!) органов государства и органов местного самоуправления/ перед органами государства и органами местного самоуправления.

10. Принципы осуществления финансовой деятельности: плановость, федерализм, законность, гласность, приоритет законодательной власти над исполнительной властью при осуществлении финансовой деятельности. Для ОМС: плановость, гласность, законность, самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления.

11. Финансовый институт – совокупность экономических отношений, однородных и взаимосвязанных между собой по формам и методам мобилизации, распределения, перераспределения и использования денежных средств различных денежных фондов (необходимых для реализации задач и функций государства и муниципальных образований).

12. Финансовая система

· как экономическая категория: совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств

· как управленческая категория: совокупность государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность

_________________________________

По И.А.Гончаренко!!!:

· совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государственных и частных), имеющихся в государстве

· система уполномоченных органов государства и органов местного самоуправления

Фонды денежных средств:

ü Государственные финансы (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды)

ü Финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий, организаций, функционирующих на коммерческой основе, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций)

ü Местные финансы (средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие ОМС и др.)

ü Фонды страхования (по отраслям страхования: личное, имущественное, ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование)

ü Кредит (государственный и банковский)

· Централизованные: государственные финансы, средства государственного страхования (имущественное и личное), кредит (государственный и банковский).

· Децентрализованные: финансы предприятий и организаций всех форм собственности (образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

13. Финансовое право – самостоятельная отрасль российского права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления /органами государства и органами местного самоуправления/ финансовой деятельности (формирования, распределения, перераспределения и использования органами государства и органами местного самоуправления фондов денежных средств для реализации стоящих перед ними целей и задач).

14. Финансово-правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное государством и закрепленное в нормативно-правовом акте, регулирующее отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

15. Предмет финансового права – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления органами государства и органами местного самоуправления деятельности по формированию, распределению, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для реализации стоящих перед ними целей и задач.

16. Метод финансового права: административно-правовой с элементами диспозитивности.

17. Классификация аудита по основанию назначения аудиторских проверок: обязательный и инициативный аудит.

18. Классификации ревизии: (по содержанию) документальные, фактические; (по времени осуществления) плановые и внеплановые; (по обследуемому периоду) фронтальные, выборочные; (по объему ревизуемой деятельности) комплексные, тематические.

19. Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

20. Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ФЗ от 30 декабря 2008 Об аудиторской деятельности).

21. Классификация финансового контроля по уровню осуществления: государственный (общегосударственный/ надведомственный и внутриведомственный), муниципальный, внутрифирменный (внутрихозяйственный), аудиторский.

22. Финансовый контроль по времени осуществления: предварительный, текущий, последующий.

23. Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

24. Система финансового права – единство, взаимосвязь и дифференциация норм финансового права по подотраслям и институтам, в зависимости от общественных отношений, урегулированных финансовым правом.

25. Виды норм финансового права: материальные/процессуальные; обязывающие/запрещающие/уполномочивающие (управомочивающие).

26. Бюджет

· как материальная категория: централизованный фонд денежных средств государства и муниципальных образований.

· как экономическая категория (общественный аспект): система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых государству и муниципальным образованиям для выполнения своих задач и функций.

· как правовая категория: основной финансовый план государства или муниципального образования, роспись их доходов и расходов.

· в соответствии со ст.6 БК РФ (законодательное определение): форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

27. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст.6 БК РФ).

28. Бюджет: сбалансированный, профицитный, дефицитный.

29. Бюджетное право – подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также устанавливающие ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

30. Бюджетные правоотношения* – отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (ст.1 БК РФ).

31. Бюджетная система* - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ).

32. Доходы бюджета

· законодательное определение (ст.6 БК РФ): поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Закрепленные/регулирующие (по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты). Налоговые/неналоговые/безвозмездные поступления (по юридическим формам).

· доктринальное определение: денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения, перераспределения части национального дохода общества в собственность государства, используемые для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

33. Расходы бюджета* - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

34. Расходные обязательства* - обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

35. Бюджетный процесс

· законодательное определение: регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст.6 БК РФ).

· доктринальное определение: регламентированная нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (в т.ч. государственные внебюджетные фонды).

36. Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст.6 БК РФ).

37. Бюджетное устройство* – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

38. Секвестр – планомерное, пропорциональное, постатейное снижение расходов государства (за исключением защищенных статей бюджета).

39. Трансферт

· трансферт населению: бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Например, выплаты пострадавшим в результате стихийных бедствий.

· межбюджетные трансферты: средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (ст.6 БК РФ).

40. Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных/муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст.6 БК РФ).

41. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст.6 БК РФ, редакция на 23.12.2003).

42. Субсидии

· бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ, редакция на 23.12.2003).

· субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (ст.132 БК РФ): межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. (Федеральный фонд софинансирования расходов)

43. Субвенции

· бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст.6 БК РФ, редакция на 23.12.2003).

· субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (ст.133 БК РФ): межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств названных субъектов и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления. (Федеральный фонд компенсаций)

44. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст.6 БК РФ). (Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют в федеральном бюджете Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ)

45. Бюджетное регулирование* - деятельность государственных органов, направленная на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней.

46. Межбюджетные отношения* - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст.6 БК РФ).

47. Принципы межбюджетных отношений:

· распределение и закрепление доходов и расходов по определенным уровням бюджетной системы;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

48. Методы бюджетного регулирования: дотация, субвенция, субсидия, трансферт, секвестр, бюджетный кредит (ссуда), бюджетное ассигнование.

49. Бюджетная роспись* - документ, которые составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

50. Бюджетная смета* - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

51. Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (ст.48 БК РФ, редакция на 23.12.2003).

52. Закрепленные (собственные) доходы бюджета – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (ст. 47 БК РФ, редакция на 23.12.2003): налоговые доходы; неналоговые доходы; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (ст. 47 БК РФ).

53. Целевой фонд – фонд денежных средств, который формируется за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей. Социальные государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

54. Целевой бюджетный фонд* - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

55. Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (п.1 ст.18 БК РФ): К. доходов бюджетов; К. расходов бюджетов; К. источников финансирования дефицитов бюджетов; К. операций публично-правовых образований (К. операций сектора государственного управления).

56. Публичные доходы – часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства (государственные доходы) или органов местного самоуправления (муниципальные доходы) с целью создания финансовой основы, необходимой для выполнения поставленных перед ними целей и задач. Виды: централизованные – децентрализованные; государственные – муниципальные; обязательные – добровольные; общие – целевые; внутренние – внешние; налоговые – неналоговые; возвратные (возмездные) – безвозвратные (безвозмездные). Государственные доходы > доходы бюджета.

57. Налоговый доход – налоги и сборы (федеральные, региональные, местные), пени и штрафы по налоговым (!) правонарушениям.

58. Налог

· законодательное определение: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

· доктринальное определение: единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Виды: Персональные – пообъектные; подоходно-поимущественные (прямые) [личные; реальные] – налоги на потребление (косвенные); раскладочные (репартиционные) – количественные; закрепленные – регулирующие; государственные (федеральные, региональные) – местные; общие – целевые; регулярные (систематические, текущие) – разовые; резидентские – территориальные.

59. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМС, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (доктринальное и законодательное, ст.8 НК РФ, определение ничем не отличаются).

60. Пошлина – денежная повинность, взимаемая в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. Государственная – регистрационная – таможенная.

61. Добровольные пожертвования: лотереи, государственные займы и кредит…

62. Лотерея* - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (ст.2 Федерального Закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О лотереях»).

63. Функции налогов и сборов: фискальная, регулирующая (стимулирующая/дестимулирующая), контрольная (обеспечить законодательство о налогах и сборах; совершенствование налоговой системы на основе обратной связи с налогоплательщиками [судебная практика – устранить причины споров] для того, чтобы сделать систему налогообложения простой и ясной для налогоплательщика).

64. Налоговые правоотношения – (урегулированные нормами права) властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).

65. Субъект налогообложения* - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

66. Объект налогообложения* - те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (≠ предмет налогообложения).

67. Налоговая система – совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения: принципы налогообложения, порядок установления и введения налогов, система налогов (часть налоговой системы), порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней, права и обязанности участников налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых отношений, способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Налоговый правопорядок!

68. Система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

69. Законодательство о налогах и сборах – совокупность нормативно-правовых актов представительных органов всех уровней [Законодательство Российской Федерации (НК РФ + принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах), законодательство субъектов РФ (законы субъектов РФ в соответствии с НК РФ), НПА представительных органов муниципальных образований (в соответствии с НК РФ) – ст.1 НК РФ], регулирующих налоговые правоотношения.

70. Нормы Конституции в области налогового права:

· Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

· Ст.71: В ведении Российской Федерации находятся… з) федеральные налоги и сборы.

· Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся… и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

· Ст.75: 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

· Ст.106: Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам… б) федеральных налогов и сборов.

71. Налоговое право – подотрасль финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

72. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53 НК РФ).

73. Базовая ставка налога – ставка, применяемая к большинству объектов налогообложения.

74. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст.53 НК РФ).

75. Налоговый период

· календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст.55 НК РФ).

· срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Отличие налогового периода от отчетного периода: Только по окончании налогового периода можно привлечь к ответственности, а после отчетного нельзя!

76. Отчетный период – срок, за который производится предварительная, промежуточная оценка налоговой базы, обязательств налогоплательщика и по итогам которого могут быть уплачены авансовые платежи.

77. Юридический налогоплательщик – лицо, на которое возложена в соответствии с законом юридическая обязанность по уплате налога.

78. Фактический налогоплательщик – лицо, на котором лежит фактически бремя по уплате налога //! лицо, несущее фактически бремя налога, т.к. оно является конечным потребителем товаров и услуг в связи с переложением бремени налога.

79. Кадастр* - реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

80. Метод налогообложения* - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

81. Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст.80 НК РФ).

82. Налоговый агент*

· законодательное определение: лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст.24 НК РФ).

· доктринальное определение: лицо, на которое законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.

83. Существенные элементы юридического состава налога – элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными (при отсутствии хотя бы одного элемента налог считается неустановленным): ст. 17 НК РФ (7) + учебник*

ü Налогоплательщик (субъект налога*)

ü Объект налогообложения

ü Предмет налога*

ü Масштаб налога*

ü Налоговая база (метод учета налоговой базы*)

ü Налоговый период

ü Единица налогообложения*

ü Налоговая ставка (тариф ставок*: налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения)

ü Порядок исчисления налога

ü Отчетный период*

ü Порядок и сроки уплаты налога (+ способ уплаты налога*)

84. Факультативные элементы юридического состава налога – элементы юридического состава налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения:

ü Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога

ü Ответственность за налоговые правонарушения

ü Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

85. Налоги, уплачиваемые физическими лицами: налог на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

86. Налоги, уплачиваемые организациями: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций.

87. Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес, водный и земельный налоги, транспортный налог.

88. Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

89. Прямой налог – налог, по которому юридический и фактический налогоплательщики совпадают (+ взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ).

90. Косвенный налог – налог, по которому юридический и фактический налогоплательщики не совпадают (+ взимаются в процессе расходования материальных благ).

91. Государственный кредит

· экономическая категория: общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения дополнительных средств от населения, организаций, других государств на условиях возвратности, платности, срочности и добровольности для покрытия бюджетного дефицита // это отношения по предоставлению государством иным государствам и другим субъектам международного права бюджетных средств на условиях возвратности, платности, срочности и добровольности.

· правовая категория: самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности, возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и другим субъектам международного права на условиях возвратности, платности, срочности и добровольности.

92. Значение государственного и муниципального кредита:

1) Контроль инфляции

2) Поддержание стабильности внутреннего фондового рынка (размещение государственных ценных бумаг – 1 из опор)

3) Поддержание кредитных/инвестиционных рейтингов на международной арене (привлечение инвестирования). «Страновой риск». Рейтинги (агентства): Standard and Poor’s (S&P), Fitch, Moody’s.

4) Поддержание курса национальной валюты

5) Восполнение дефицита бюджета

93. Бюджетный цикл* – деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении. Делится на 4 стадии бюджетного процесса.

94. Государственная казна Российской Федерации* – средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

95. Страхование

· экономическая категория: система экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и отдельных его членов.

· материальная категория: созданные денежные или материальные фонды, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.

· правовая категория: общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда и опосредуемые нормами права.

· законодательное определение: отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (Закон РФ Об организации страхового дела в Российской Федерации 1992 года).

96. Сострахование – страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.

97. Перестрахование – деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

98. Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

99. Страхователи – юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

100. Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

+ См. Глоссарий страховых терминов в приложении!!!!

101. Государственный долг – долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ (ст.97 БК РФ). Виды: внутренний – внешний; капитальный – текущий; РФ – субъектов РФ – муниципальный.

102. Управление государственным долгом

· в широком смысле: одно из направлений финансово-правовой политики государства (муниципального образования), осуществляемое компетентными органами, обусловленное обязательствами государства в качестве заемщика или гаранта.

· в узком смысле: совокупность действий, связанных с эмиссией и размещением долговых обязательств государства (муниципального образования), действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.

103. Методы управления государственным долгом:

· Рефинансирование: выпуск новых долговых обязательств для погашения старых (погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов).

· Конверсия: изменение размера доходности займа, повышение или понижение процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком государству.

· Консолидация: изменение сроков действия ранее выпущенных займов.

· Унификация: обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

· Реструктуризация: основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст.105 БК РФ).

· Аннулирование: полный отказ от долговых обязательств.

· Отсрочка

· Списание государственного долга*

104. Какие в РФ методы управления государственным долгом? – Только реструктуризация (ст.105 БК РФ).

105. Обслуживание государственного (муниципального) долга – совокупность операций по размещению, погашению и выплате заемщиком (государством, муниципальным образованием) основной суммы долга, несению иных затрат по выплате процентных платежей, выигрышей и иных доходов кредиторам в течение определенного периода либо к определенному сроку.

106. Публичные расходы – урегулированная нормами права деятельность по расходованию фондов денежных средств, по обеспечению деятельности государственных и муниципальных образований для реализации стоящих перед ними целей и задач.

107. Сметно-бюджетное финансирование – обеспечение бюджетных учреждений денежными средствами из государственного или местного бюджета.

108. Бюджетная смета – финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

109. Нормы расходов – единые измерители расходов по однородным учреждениям. Виды: обязательные – расчетные; материальные – денежные; индивидуальные – комбинированные.

110. Государственные заимствования РФгосударственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ (ст. 103 БК РФ).

111. Банковский кредит – экономическая категория, одна из форм движения ссудного капитала, при которой кредитная организация предоставляет на время денежные средства (капитал) хозяйствующим субъектам за определенный процент.

112. Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст.1 ФЗ О банках и банковской деятельности 1990 года).

113. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст.1 ФЗ О банках и банковской деятельности).

114. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (ст.1 ФЗ О банках и банковской деятельности).

115. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (ст.1 ФЗ О банках и банковской деятельности).

116. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст.2 ФЗ О банках и банковской деятельности).

117. Банковская группа – не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций) (ст.4 ФЗ О банках и банковской деятельности).

118. Банковский холдинг – не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций) (ст.4 ФЗ О банках и банковской деятельности).

119. Деньги – средство выражения стоимости товаров, мера стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров.

120. Денежное обращение – процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.

121. Наличный денежный оборот – непрерывный процесс движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов и металлических монет.

122. Безналичное денежное обращение – списание определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

123. Главная задача регулирования денежного обращения: поддержание правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег.

124. Методы регулирования денежного обращения:

· Денежная реформа: полное или частичное преобразование денежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения.

· Деноминация: техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

· Денежная эмиссия: выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

125. Эмиссионная система – установленный законодательством порядок эмиссии и обращения денег.

126. Денежная масса – сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота.

127. Методы денежно-кредитной политики Банка России:

1) Процентные ставки по операциям Банка России;

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) Операции на открытом рынке;

4) Рефинансирование кредитных организаций;

5) Валютные интервенции;

6) Установление ориентиров роста денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения;

8) Эмиссия облигаций от своего имени.

128. Денежная система РФ – законодательно закрепленное устройство денежного обращения:

· Официальная денежная единица (рубль, состоящий из 100 копеек – ФЗ О Банке России 2002)

· Эмиссия наличных денег

· Организация и регулирование денежного обращения

129. Валюта РФ (ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле 2003):

· Денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

· Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

130. Иностранная валюта:

· денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

· средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

131. Внутренние ценные бумаги:

· эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

· иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

132. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле к внутренним ценным бумагам.

133. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: