Система финансового контроллинга

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

• наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

• измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

• диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии и существенного снижения темпов финансового развития;

• разработка оперативных управленческих решении по нормализации финансовой деятельности в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

• корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий.

Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутрен­ним финансовым контролем.

Построение системы финансового контроллинга базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1. Направленность системы финансового контроллинга на реализацию разработанной финансовой стратегии. Для того, чтобы быть эффективным финансовый контроллинг должен носить стратегический характер, т.е. отражать основные приоритеты финансового развития.

2. Многофункциональность финансового контроллинга. Он должен обеспечивать контроль приоритетных показателей финансового развития, предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей, обеспечивать взаимосвязь контролируемых финансовых показателей с другими показателями.

3. Ориентированность финансового контроллинга на количественные стандарты. Эффективность контрольных действий значительно возрастает, если контролируемые стандарты деятельности выражены конкретными количест­венными показателями. Это не означает, что контрол­линг не должен охватывать качественные аспекты — речь идет лишь о том, что эти качественные аспекты должны быть выражены в системе количественных стандартов, что исключит различное их толкование.

4. Соответствие методов финансового контроллинга специфике методов финансового анализа и финансового планирования. В процессе организации финансового контроля необходимо ориентироваться на весь арсенал ранее рассмотренных систем и методов финан­сового планирования (при подготовке стандартов конт­роля) и анализа (при подготовке показателей, отражаю­щих фактически достигнутые результаты, и выявлении причин их отклонений от стандартов).

5. Своевременность операций контроллинга. Эта свое­временность заключается не в высокой скорости частоте осуществления контрольных функций, а в адекват­ности периодов контрольных действий периоду осущест­вления отдельных операций, связанных с формирова­нием результатов финансовой деятельности. Главное условие своевременности финансового контроллинга заключается в следующем: он должен носить характер "раннего предупреждения кризисного развития", т.е. по­зволять устранять текущие отклонения прежде, чем они примут серьезный характер.

6. Гибкость построения контроллинга. Внутренний финансовый контроль должен быть построен с учетом возможности приспособления к новым финансовым инструментам; к новым нормам и видам осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятель­ности; к новым технологиям и методам осуществления финансовых операций. Без достаточной степени гибко­сти система контроллинга не будет эффективной даже в тех областях контроля финансовой деятельности, для ко­торых она изначально строилась.

7. Простота построения контроллинга. Простейшие формы и методы внутреннего финансового контроля, построенного в соответствии с его целями, требуют мень­ших усй контролирующих менеджеров и, как пра­вило, более экономичны. Чрезмерная сложность построе­ния финансового контроллинга может быть не понята не поддержана его операторами а также потребо­вать существенного увеличения потока информации для его осуществления.

8. Экономичность контроллинга. Затраты по осущест­влению финансового контроллинга должны быть мини­мизированы с позиций их адекватности эффекту этого контроля. Это означает, что объем расходов по органи­зации контроллинга не должен превышать размера того эффекта (снижения затрат, прироста доходов, увеличе­ния прибыли и т.п.), который достигается в процессе его осуществления.

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Для выполнения своих функций государство должно иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды она формирует путем перераспределения ВВП. Важнейшим способом, по средствам которого государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является Государственный бюджет. Через бюджет государства воспроизводится вся многогранная его деятельность и обеспечивается выполнение его мероприятий.

Рассматривая бюджет как экономическую категорию, следует отметить, что он отражает реальные производственные отношения, воспроизводит отношения распределения и перераспределения, концентрирует движение денежной массы как самостоятельной стоимости, которая не связана с движением товарной массы.

Бюджет является важным экономическим рычагом государства, по средствам которого обеспечивается контроль за состоянием производства в целом.

Кроме того, органы государственной власти и управления, которые утверждают и выполняют бюджет, имеют возможность влиять через него на финансовую деятельность местных органов власти и управления, которые составляют, утверждают бюджеты административно-территориальных органов, последние, как правило, нуждаются в дотациях и субвенциях из общегосударственных доходных источников.

Доходной база всех бюджетов формируется за счет закрепленных законами государства источников доходов по соответствующему звену бюджетной системы. Через бюджет финансовая деятельность органов управления получает целиком определенную в законодательном и нормативном плане базу для привлечения и расходования денежных средств. Бюджет дает органам власти, которые его утверждают, возможность контролировать деятельность исполнительно-распорядительных органов, которые составляют и выполняют бюджет. Хотя возможности такого контроля ограничены.

Конституцией Украины предоставлено исключительное право утверждать бюджет государства Верховной Раде, а административно-территориальные бюджеты - соответствующим представительским органам. После утверждения Государственный бюджет приобретает силу закона.

Государство должно иметь централизованный фонд средств, из которого она финансирует мероприятия, предусмотренные законодательными нормативными актами. Для выполнения этой функции государство регламентирует все отношения, связанные с мобзацией, распределением и использованием бюджета. Бюджетные отношения не могут осуществляться без бюджетного регулирования, потому что они всегда имеют государственно-управленческий характер.

Бюджетное регулирование предусматривает законодательно закрепленные процентные отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей, установленные на данной территории, а также дотации и субвенции в бюджеты административных территорий в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, в которые включаются:

Ø статистические данные об экономическом, социальном, природном и экологическом состоянии отмеченных регионов;

Ø расчеты необходимых расходов для выравнивания экономического, социального и экологического состояния и эффективного использования природных ресурсов территорий;

Ø информация о правительственных и региональных программах преодоления неравенств между административными территориями, о выполненных в предыдущие годы программах и достигнутых результатах о действующих программах и программах, которые разрабатываются, с прогнозом последствий их выполнения.

Регулирование бюджетов упорядочивает общественные отношения при мобзации в бюджет средств и при их распределении и перераспределении между звеном бюджетной системы, при финансировании расходов за счет полученных доходов и всего процесса выполнения бюджета. Государство организовывает бюджетные отношения в соответствии со своими интересами.

Бюджетное регулирование охватывает все формы влияния государства на проведение бюджетной политики, начиная от принятия закона о государственном бюджете решении местных советов народных депутатов о местном бюджете и вплоть до их применения государственными органами. В необходимых случаях бюджетная политика государства осуществляется в принудительном порядке (списание средств бюджета с предприятий-плательщиков, недоимка на соответствующее даты).

В целом проведение бюджетной политики осуществляется при помощи ряда законодательных нормативно закрепленных разрешений и запрещений, которые внутренне связаны междусобой, например, разрешение на использование средств запрещение их расходовать в рамках бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование - это безвозвратное направление средств соответствующих бюджетов (государственного, областного, городского, районного, поселкового, сельского) на содержание учебных заведений, здравоохранения другие меры согласно смете расходов по каждому заведению, учреждению мероприятию согласно со сводными сметами расходов по министерству, ведомству, управлению.

Бюджетное финансирование строится на принципах: обоснованности величины расходов; четкого целевого использования средств; учета выполнения запланированных в бюджете мероприятий; контроля за эффективным использованием средств.

Как доходы бюджета, так и расходы (бюджетное финансирование) должны группироваться по однотипным признакам, т.е. классифицироваться.

Бюджеты всех уровней состоят и выполняются согласно бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - это единая международная система функциональной группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнивать бюджетные данные различных бюджетов, предоставляет возможность определиться относительно характера регулирующих действий государства по поступлению доходной источников и направлениях использования полученных средств.

Бюджетная классификация обеспечивает четкость бюджетного планирования и прогнозирования, а также предоставляет возможность объединять как отдельные индивидуальные сметы, так и составлять сводные сметы расходов по соответствующему звену бюджетной системы. Без бюджетной классификации практически невозможно составлять проекты бюджетов, сопоставлять расходы по однотипным учреждениям, которые финансируются из бюджета, определять уровни расходов по ним анализировать бюджеты за несколько лет. Бюджетная классификация предоставляет системности данным отдельных смет, бюджетов и сводных бюджетов.

Отчеты о выполнении смет и бюджетов составляются по той же классификацией, по которой составляются сметы и бюджеты, это позволяет осуществлять проверки и анализы использования средств по сметам расходов и бюджета в целом.

Основой бюджетной классификации доходов являются источники доходов, а основой классификации - целевое использование средств. Данные группируются также по отраслевым и ведомственным признакам.

В период построения рыночной экономической системы следует решать вопрос дефицита бюджета, неинфляционных источников финансирования расходов, финансирования расходов на социально-культурную сферу и социальную защиту населения, стабзации экономики, усовершенствования налоговой политики в соответствии с состоянием экономики и необходимостью реального роста валового внутреннего продукта.

Разрешение этих вопросов должно идти, в первую очередь, через сбалансирование бюджета за счет наполнения доходной его части, эффективности израсходования бюджетных средств, сокращение сети бюджетных учреждений и усовершенствование структуры управления. Необходимым условием является уменьшение нагрузки на доходной часть бюджета за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.

На выполнение как государственного, так и местных бюджетов влияют такие факторы: рост ВВП, расширения предприятиями всех форм собственности объемов выпуска товаров и их реализации, увеличение объема производства и закупок сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы по учреждениям, которые финансируются из бюджета. Наряду с этим государство должно проводить мероприятия по обеспечению жесткого режима экономии средств, это даст возможность уменьшить расходы бюджетов всех уровней и увеличить выделение средств на инвестиционную деятельность.

2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Бюджетное устройство Украины определяется закрепленным Конституцией Украины государственным строем и ее административно-территориальным делением.

Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между ее отдельными звеньями.

Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты образуют бюджетнуюсистему.

Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, составляет сводный бюджет, который используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономическим и социальным развитием Украины.

Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения этого региона.

К местным бюджетам принадлежат областные, городские, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты.

Бюджет области объединяет областной бюджет и бюджеты районов и городов областного подчинения.

В состав бюджета района входят районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Поселковые и сельские бюджеты создаются по решению районных городских советов народных депутатов при наличии необходимой финансовой базы и определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов.

Бюджет города, который имеет районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состав. В случаях, когда городскому районному совету народных депутатов в городе административно подчиняются другие города, поселки сельские населенные пункты, то их бюджеты объединяются соответственно в бюджете города в бюджете района в городе.

Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, научности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

Принцип единства значит существование единого счета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому.

Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

Принцип достоверности требует формирования бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отображения в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банков.

Принцип гласности обеспечивает освещение в средствах массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении.

Принцип научности оговаривает отображение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее границами путем использования средств максимальной информативности относительно результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

Главной составляющей бюджетной системы Украины является Государственный бюджет, из которого финансируются мероприятия общегосударственного значения в отрасли хозяйственного, культурного строительства, обороны государства, содержания органов государственной власти и управления. Посредством Государственного бюджета осуществляется перераспределение части общегосударственных доходов между Автономной Республикой Крым и областями в виде субвенций, субсидий и дотаций с целью экономического выравнивания регионов.

Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым,областные, городские, районные, районные в городах, поселковые, сельские бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определения направлений их использования в соответствии с законодательством Украины. При этом, составляя и выполняя свои бюджеты, соответствующие органы власти и управления учитывают общегосударственные интересы.

3. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Бюджетное право Украины утверждено в Конституции Украины. В соответствии с п. 4 статьи 85 Конституции Украины, к полномочиям Верховной Рады Украины принадлежит утверждение Государственного бюджета Украины и внесение изменений в него, контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета об его выполнении. При этом, в соответствии со статьей 92 Конституции, исключительно законами Украины устанавливаются Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины. В соответствии со статьей 95, бюджетная система Украины строится на основах справедливости и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами. Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины, а отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть преданы огласке.

Статьей 96 Конституции Украины предусматривается, что Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - на другой период. Следовательно, бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Кабинет Министров Украины не позже 15 сентября каждый год подает в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом закона направляется доклад о ходе выполнения Государственного бюджета Украины текущего года.

В соответствии со статьей 97, Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины.

Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, согласно со статьей 98 Конституции Украины, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.

Конституцией Украины не только утверждено положение относительно государственного бюджета, но и определено, в соответствии с п. 4 статьи 138, что Автономная Республика Крым имеет право разрабатывать, утверждать и выполнять бюджет Автономной Республики Крым на основании единой налоговой и бюджетной политики Украины.

Аналогично, в соответствии со статьей 143 Конституции Украины, областных и районных ради утверждают областные и районные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета и соответственно распределяются между территориальными общинами направляются на выполнение совместных проектов. Это положение подтверждается и статьей 142 Конституции, согласно которой государство участвует в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансовое поддерживает местное самоуправление. В этой связи необходимо подчеркнуть положение, утвержденное в Конституции, о то, что расходы местного самоуправления, которые возникли вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством.

Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым утверждается ее Верховной Радой, а местные бюджеты соответственно областной, городской, районной, районной в городе, поселковой, сельской советами.

Бюджетные права - это совокупность юридических норм, которые определяют бюджетное устройство, состав доходов и расходов бюджетов, регулируют права органов государственной власти и управления по составлению, утверждению и выполнению бюджета, а также порядок утверждения отчетов о выполнении бюджетов.

Общие основы бюджетных прав Украины, Автономной Республики Крым и местных советов народных депутатов установленные Конституцией Украины. Бюджетные права регулируются Законом Украины "О бюджетной системе Украины" и Законом Украины о местном самоуправлении.

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, к ведению государственной исполнительной власти и исполнительных органов местных советов народных депутатов принадлежат составление проекта бюджета согласно основным направлениям бюджетной политики (назначенными соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами народных депутатов), выполнение бюджета и контроль за целевым, экономным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.

К ведению Верховной Рады Украины, Верховной Раде Автономной Республики Крым, местных советов народных депутатов принадлежат определение основных направлений бюджетной политики, рассмотрение проекта соответствующего бюджета, внесение изменений и дополнений в утвержденный бюджет, контроль за выполнением бюджета, за целевым, экономным использованием бюджетных средств через Счетную палату, утверждение отчета о выполнении бюджета.

Верховная Рада Украины определяет основные направления бюджетной политики специальным постановлением, которое в общем виде очерчивает приоритеты бюджетной политики государства на следующий бюджетный год.

Вмешательство других органов и организаций в процесс составления, утверждение и выполнение бюджета не допускается, кроме исключений, установленных законами Украины.

Все доходы и расходы бюджета классифицируются по однородным признакам, что обеспечивает общегосударственную и международную сравнимость бюджетных данных.

Положения, закрепленные в Конституции Украины в отрасли бюджетных отношений и законодательных и нормативных актах, свидетельствуют, что в современных условиях резко растет роль Государственного бюджета в развитии экономики и социально-культурной сферы и правового регулирования отношений, которые существуют в отрасли бюджетной деятельности.

Правовое регулирование бюджетных отношений - это регулирование отношений, которые возникают между различными ветвями власти и управления при определении бюджетов государства, формировании доходов и расходов и распределении и перераспределении средств между различным звеном бюджетной системы, а также отношений, которые возникают при проведении бюджетного процесса.

Бюджетно-правовым регулированием являются все формы законодательного нормативного влияния государства на органы управления всех уровней в отрасли бюджета, начиная с утверждения государственного бюджета Верховной Радой Украины принятия ли решения местными советами об утверждении местных бюджетов и к правоотношений, которые возникают между органами управления и бюджетными учреждениями и служебнымцами (распорядителями кредитов).

В Законе об утверждении Государственного бюджета и в решениях местных органов власти об утверждении местных бюджетов устанавливаются правовые нормы, которые предусматривают возможность органов государственного управления и бюджетных учреждений действовать определенным действующим, а также разрешения запрещения. Разрешение и запрещение в отрасли бюджета имеют категорический характер.

Государство, таким образом, определяет правила поведения государственных органов и служебные лица в процессе утверждения и целевого использования бюджетных средств, а также в ходе контроля за их поступлением, а в случае невыполнение этих правил обеспечивает реализацию своих прав принудительно.

Бюджетно-правовая норма определяет права и обязанности органов управления административных территорий и указывает обстоятельства, за которых участники этих отношений становятся исполнителями данных прав и обязанностей, а также предусматривает ответственность за невыполнение этих требований.

За характером действия бюджетно-правовые нормы можно разделить на такие, которые действуют:

Ø на территории Украины;

Ø на территории Автономной Республики Крым и областей;

Ø на территории административно-территориальных единиц (города, района, поселка, села).

Регулирование бюджетной деятельности при помощи правовых норм предоставляет экономическим отношениям государственную территориальную защиту; экономические отношения приобретают при этом силу прав и обязанностей, в границах которых действуют государственные органы.

Можно выделить три особенности бюджетно-правовых отношений:

Ø они возникают и действуют в бюджетной сфере деятельности, предопределяются состоянием экономики и связаны с распределением валового внутреннего продукта;

Ø одним из сторон в них является государство местные органы власти;

Ø они возникают, меняются прекращаются только на основании законодательных нормативных актов.

Особенностью бюджетно-правовых норм является то, что они устанавливают правила поведения для особого круга субъектов, которыми являются государственные органы власти и управления, с одной стороны, и бюджетные учреждения и организации и налогоплательщики и сборов со второго.

Каждый субъект этих отношений участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами, получении бюджетных ассигнований, в составлении, рассмотрении, утверждении и выполнении бюджета. Первыми субъектами выступают Верховная Рада и местные органы власти, высшие центральные и местные органы государственного регулирования.

Особое место среди субъектов бюджетных правоотношений занимают Министерство финансов Украины и финансовые органы, которые в бюджетных правоотношений связаны как с социально-культурными сферами, так и хозяйственными. Именно они действуют от имени государства и вступают в бюджетных правоотношениях со всеми органами власти и управления, которые планируют поступление доходов, распределяют расходы между отраслями и в самих отраслях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: