Вопрос 11. Специфика вхождения в методологию культуры исследовательских подходов из феноменологии

Исторически так сложилось, что большинство частно-научных методов исследования культуры позаимствованы культурологией у таких наук как история, социология, филология и, прежде всего, философия. К числу философских методов исследования относится как все философское знание (законы, категории, принципы), так и отдельные философские концепции (феноменология, герменевтика, аналитическая философия, структурализм, постмодернизм). Еще одна особенность изучения культуры связана с тем, что оно испытывает влияние философских предпосылок исследователя, исходя из которых н формулирует самые общие представления о культуре, поэтому можно сказать, что в каждой серьезной философской системе авторской концепции или школы имеются свои особые трактовки культуры. В результате большинство методов, разработанных философией сейчас нередко рассматривают как специализированные методы культурологии, но при этом следует помнить, что нельзя сводить культурные формы к философским категориям, также как и нельзя выводить методы культурологии только из философского знания. Под философским методом в культурологии понимается самодостаточная система наиболее общих положений и принципов познания, выражающих сущность культуры.

Функции философских методов:

1) Эвристическая (создание новых областей теоретического исследования). Эта функция ориентирована на исследование сложных проблем, решением нетривиальных задач;

2) Гносеологическая. Помогает объяснять, понимать, интерпретировать феномены культуры;

3) Интегративная. Систематизирует знания, объединяя философские методы с методами других наук;

4) Аксиологическая. Философские методы помогают увидеть связь личности исследователя с культурой, подчеркнуть ценность культурологических исследований.

Сущность феноменологического подхода в исследовании культуры

Феноменология (философия сознания) – философское течение 20 века, хотя сам термин феноменология использовался еще И. Кантом и Ф. Гегелем в значении «учение о саморазвитии духа». Однако приоритет в разработке феноменологии как философского учения принадлежит немецкому математику и философу Эдмунду Гуссерлю. Его последователями считаются Мартин Хайдеггер, Макс Шеллер, Роман Ингарден.

Гуссерль рассматривал феноменологию в двух вариациях:

1. Как универсальную науку, которая обеспечивает теоретическую основу для всех других наук. Эту идею он изложил в основном труде «Философия как строгая наука». По его мнению, феноменология – строгая наука о чистых принципах сознания и познания, точнее, это наука о сознании, постигающем сущность предметов.

Гуссерль науку, наряду с техникой, считает чудом современного мира, поскольку религиозная вера сменилась верой в реальность, а эту веру способна удовлетворить только наука, так как именно она ее и создает. В то же время Гуссерль заявляет о кризисе науки, так как ее привыкли оценивать только по масштабу ее практических успехов, в то время как главным ее основанием должна быть оценка ее жизненной значимости. Современная ему наука именно это и утратила. Она развивается только в эмпирическом ключе, утратив связь философией и предельными основаниями бытия, то есть ценностями. По мнению Гуссерля, без философской деятельности в принципе невозможно построение научной теории. Философские концепции органично вписываются в ткань научной теории, придавая осмысленность предмету научного исследования и его методу.

2. Феноменология – способ исследования духовных сущностей сознания (тех самых феноменов), которые не зависят от реальности и чувственного опыта. Чистый феномен дан как «идея», некая «чистая сущность» подобно тому, как дан математику мир чисел, то есть безотносительно к тому, как этот мир может воплотиться в виде определенного числа объектов, но в отличие от эмпирических явлений бытие чистых феноменов оказывается как бы вырванным из потока времени, но при этом остается данным нам непосредственно.

Гуссерль стремится постичь «чистое сознание» и «чистый феномен» с помощью интуиции разума. Суть этой интуиции заключается в извлечении сущностей очищенных от предвзятых мнений и представлений, восприятие человека зависит от культурной традиции, личного опыта, возраста, пола, языка и т.д. На него также влияют глубоко укоренившиеся привычки и концепции, созданные ранее, поэтому восприятие человека не дает истинного представления о мире. Наше сознание нередко достраивает предмет исследования, оно его искусственно конструирует, в результате предмет исследования как единое целое не открыт сознанию человека. Следовательно и познание истины становится затруднительно. На этом основании Гуссерль заявляет, что «естественное отношение» необходимо заменить феноменологическим отношением, очищенным от предвзятостей.

Лозунгом Гуссерля стал призыв «назад к самим вещам», при этом под вещами понимаются не эмпирические факты, а чистые феномены, проявляющие себя внутри чистого сознания. Самое же сознание Гуссерль рассматривает через понятие «интенциональность», то есть предметность. Интенциональность – базовая структура сознания, характеризующая его направленность на предмет, поиск этого предмета и конструирование.

Механизмом подлинного восприятия мира является феноменологическая редукция, которая понимается как очищение сознания от компонентов эмпирического опыта от историзма, и от субъективности познающего. Начинается феноменологическая редукция с очищения потока наших впечатлений от того, что Френсис Бэкон назвал «идолами ума». Суть этого отвлечения Гуссерль обозначил термином «эпохэ». По сути, это то же самое что и эйдетическая или феноменологическая редукция, то есть заключение в скобки всех имеющихся в обыденном и научном сознании суждений о предмете, создающих предпосылку конструирования сущности предмета. Осуществление феноменологической редукции связано с отказом от привычного, «естественного», взгляда на вещи. Отстранением от того, что нам говорят язык и культура и переходом к рефлексирующему сознанию. В качестве метода исследования редукция позволяет перейти от многообразия фактического познания к его необходимым априорным структурам и выявить возможность самого познания. В целом, феноменологический подход опирается на двойные представления – психологические и философские, но при этом и те и другие осмыслены в новом ключе. Это привело к тому, что все феноменологические тезисы имеют двойственную, а иногда и множественную трактовку. Феноменологический анализ представляет собой особую методологию и мыслительную работу, которые позволяют увидеть новое, сконструировать новую предметность и реальность, но данную в виде «чистых» феноменов. Культура же в феноменологической интерпретации – единство феноменов, попадающих в круг человеческого сознания. При анализе феноменальной сущности явлений культуры необходимо учитывать следующие позиции:

1) Нужно понимать, что феномен не дан нам изначально и не представляет собой единство, он открывается как бесконечный поток событий, фактов, свойств, исследователю в этом потоке необходимо увидеть и постичь единство;

2) Постижение требует интенциональности, то есть направленности сознания на предмет, стремление постичь имманентную (изначально данную) сущность предмета и природы явления в целом;

3) Главным инструментом постижения является феноменологическая редукция, то есть освобождение от фактов или явлений, от всего случайного, внешнего или зависимого.

Феноменологический подход наиболее эффективен в рамках литературоведения, искусствознания, культурологии, истории и психологии. Но для описания предметов и результатов исследования феноменология, как правило, обращается за помощью к герменевтике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: