Эластичность спроса. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот.
Эластичность предложения. Степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
№5. ПОЛЕЗНОСТЬ И ЕЕ МАКСИМИЗАЦИЯ. ТЕОРИЯ УБЫВАЮЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. ПОЛЕЗНОСТЬ - характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. Предпосылка неоклассической экономической теории, согласно которой индивиды и фирмы, исходя из имеющейся информации, максимизируют как полезность, так и прибыли. Хотя максимизация зависит от концепции рациональности, которая часто подвергалась сомнениям, само понятие максимизации оказалось чрезвычайно полезным в практической жизни, в первую очередь потому, что позволило экономистам ввести в экономические теории, на которых основывались общие теоретические положения и прогнозы, математические методы. Несмотря на то что многие специалисты подвергают эти методы сомнению, предлагаемые конструктивные альтернативы весьма немногочисленны.
№6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛИ. ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК И ДОХОДА. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. АМОРТИЗАЦИЯ. Сущность производства. Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Рост потребностей постоянно подстёгивает производство. Назначение производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Оно достигается в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком воздействии выступает человек, то можно сделать ещё одно важное уточнение: производство - это процесс преобразования природы человеком (животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет её себе). Понятие и классификация издержек. ИЗДЕРЖКИ выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Общие издержки обычно делят на издержки производства и издержки обращения. Доходы и их виды. Прибыль. Доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов — заработную плату; от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей — предпринимательский доход; от знаний —доход от интеллектуальной собственности. В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции. Прибыль фирмы. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Стремясь к ее максимизации, фирма одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек. Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ. Фирма производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным. Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль. АМОРТИЗАЦИЯ. Процесс ежегодного списания части стоимости объекта основного капитала. Особое распространение концепция амортизации получила в сфере лизингового бизнеса, когда объект основного капитала берется в аренду на определенный срок и за определенную сумму денег; считается, что по окончании срока аренды этот объект уже не имеет стоимости. Обычно стоимость объекта основного капитала делится на количество арендных лет, а полученная в результате величина представляет собой ежегодный вычет из прибыли. Хотя указанный метод не всегда правильно отражает стоимость объекта основного капитала в каждый данный момент времени, в целом он позволяет справедливо распределить первоначальную стоимость по периодам.
№7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ. ПРОБЛЕМА МИНИМАЛИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК И МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В ТЕОРИИ ПРИДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ. ЭФФЕКТ ЭКОНОМИИ НА МАСШТАБЕ ПРОИЗВОДСТВА.
Производственная функция – это эффективный выпуск продукции из различных факторов производства. Производственная функция не допускает нерационального использования ресурсов, т.е. никогда не применяются такие комбинации ресурсов, которые снижают выпуск продукции.
Основная цель производства и затрат заключается в том, чтобы ответить, сколько нужно вовлечь ресурсов и в каких пропорциях, если фирма имеет цель увеличить объем производства. производственная функция – это: 1)способ установления связи между ресурсами и выпуском продукции;2) показатель максимально возможного выпуска продукции, который может быть получен из заданного объема ресурсов;3) показатель того минимального количества ресурсов, которое необходимо для получения заданного объема продукции, если не ставится цель максимизации объема продукции. Под факторами производства и ресурсами понимаются капитал в виде: 1) средств производства; 2) материальных ресурсов; 3) трудовых ресурсов.






