Умение изображать предметы по памяти
| Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков».
Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка)
| Задание: послушай стихотворение
Г. Лагздынь.
ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР
В коридорах шкафчики.
В них пальто и шарфики,
Туфли, шапочки, ботинки,
А на шкафчиках картинки:
Груша, яблоко, морковка,
Ёжик, вишня, ночь, винтовка.
Утка, заяц, помидор.
Знаю я, зачем картинки:
Чтоб не путали ботинки,
Туфли, шапочки, пальтишки
Тани, Саши и Иришки.
Чтобы помнили Алёшки,
Где поставили сапожки,
Чтоб Серёжка-карапуз
Не остался без рейтуз!
Вопросы:
- Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают?
- Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку?
- По каким обозначениям узнают свой шкафчик? Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков. (Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.)
| 3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать.
2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом.
1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе
|
Умение передавать сюжетные изображения
| 1. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лето».
Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или
2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки
| 1 Задания:
— Отгадай загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...
Дети. Лето.
- Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».)
Или задание: послушайте стихотворение
Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы:
- Что вы себе представили, когда слушали стихотворение?
- Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе?
Дети. Природа.
- Как называется жанр живописи, изображающий картины природы?
Дети. Пейзаж.
- Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. Художественное слово. Стихотворение Н. Зидорова «Лето».
По тропиночке идёт
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе, Заплетённой туго.
Встанет, радостно вздохнёт -
Ветер встрепенётся.
Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся.
Даже город навестит.
Погостит - и ладно.
Принесёт туда в горсти
Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса.
На асфальте - мокрый лист,
Как письмо из леса.
Пейзаж
Если видишь на картине
Поле, речку, лес и луг,
Иль заснеженные дали
Да с берёзками вокруг,
Иль пустынную равнину,
Или море, или пляж.
Знай: такая вот картина
Называется пейзаж!
| 3 балла — ребёнок владеет способами графического изображения:
- знает и умеет рисовать пейзаж;
- передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом);
- размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план);
- передаёт движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растений;
-проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения;
-использует разные материалы, аккуратно закрашивает;
- доводит работу до логического конца.
2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения:
- знает, что такое пейзаж, но испытывает небольшие затруднения в его передаче;
- присутствует незаконченность сюжета;
- изображение по всему листу, есть неточности в передаче переднего или заднего плана рисунка;
- незначительные искажения в передаче конструктивным способом изображения человека (животного), не всегда прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа;
- испытывает затруднения в передаче и соотношении объектов по величине;
- свободное обращение с цветом, преобладает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки;
- использует в работе 1-2 вида материала;
- технические навыки освоены недостаточно (закрашивает неаккуратно).
1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены)
|
Знания о народно-прикладном искусстве.
Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская
| 1. Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров
изученных росписей.
2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки)
| Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм
| 3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично.
2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи.
1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей)
|