Микробиология - микробиологическая характеристика гемофильной палочки и других возбудителей гнойных менингитов.
Пат.анатомия - патоморфологическая характеристика при гнойных менингитах в оболочках и веществе головного мозга и других органах.
Неврология - семиотика поражений нервной системы у детей; менингиты.
Клиническая и лабораторная диагностика - методы диагностики гнойных менингитов.
9.Рекомендуемая литература:
9.1. Основная литература
- Учайкин В.Ф., Нисевич Н.Н., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. – 687 с.
2. Москалев А.В., Стойчанов В.Б. Инфекционная иммунология. Учебное пособие / Ю.В. Лобзин. – СПб.: Фолиант, 2006. – 175 с.
9.2. Дополнительная литература
1. Орехов К.В. К методологии диагноза в педиатрии. – Ставрополь: СГМА, 2006. – 42 с.
2. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний в 2 т. / А.А.Баранов, Н.Н. Володин, Г.А. Самсыгина. – М: Литтера, 2007.
3. Тимченко В.Н. Воздушно-капельные инфекции в практике педиатра и семейного врача. – СПб., 2007. – 644 с.
|
|
4. Тимченко В.Н. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечение детских инфекций: учебное пособие / Тимченко В.Н., Леванович В.В., Михайлов И.Б. – СПб., 2007. – 384 с.
10.Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:
10.1. По базисным знаниям:
- Основные свойства гемофильной палочки и др.возбудителей гнойных менингитов.
- Перечислите основные морфологические изменения со стороны сосудов, кожи, надпочечников, головного и спинного мозга при гнойных менингитах.
- Перечислите основные синдромы гнойных менингитов.
- Объясните патогенез основных синдромов при менингите
5. Характеристика нормального состава спинно-мозговой жидкости.
- Назовите основные методы диагностики гнойных менингитов
10.2. По материалам темы:
- Какова распространенность гемофильной инфекции среди детей, показатели летальности.
- Эпидемиологические особенности гемофильной инфекции (источник, пути передачи, возрастная восприимчивость и заболеваемость)
- Назовите клинические формы гемофильной инфекции
- Охарактеризуйте проблему гнойных менингитов на современном этапе.
- Охарактеризуйте этиологию гнойных менингитов в возрастном аспекте.
- Укажите клинические проявления гемофильного менингита и особенности гнойных менингитов другой этиологии.
- Назовите особенности менингеального синдрома у детей первого года жизни.
- Назовите основные лабораторные методы исследования для диагностики гнойных менингитов.
- Перечислите показания к люмбальной пункции.
- Проведите дифференциальную диагностику гнойных менингитов.
- Перечислите основные принципы лечения в зависимости от этиологии гнойного менингита.
- Какие противоэпидемические мероприятия проводят в очаге гнойного менингита.
- Профилактика гемофильной инфекции и др. гнойных менингитов.
ПЛАН – ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
|
|
Продолжительность занятия – 7,2 учебных часов (330 учеб. мин.).
Общая продолжительность – 360 минут.
п/п | этапы работы | Описание | Цель | Время |
1. | Организа-ционная часть | 1. Отметка присутствующих. 2. Распределение больных для курации. 3. Присутствие на утренней конференции | Подготовка студентов к работе | 20 минут 8.00-8.20 |
2. | Вводное слово преподавателя | Определяются цели и задачи занятия. Уточняется актуальность постановочных вопросов. | Формирование мотивации и познавательной деятельности студентов | 20 минут 8.20-8.40 |
3. | Контроль исходного уровня | Проведение письменного опроса по программе тест-контроля | Оценка качества подготовки студентов по теме | 25 минут 8.40-9.05 |
4. | Подготовка студентов к самостоятельной работе | Демонстрация таблиц, методических указаний, указания на особенности индивидуальной работы с больными. | Подготовить студентов к самостоятельной работе | 20 минут 9.05-9.25 |
5. | Самостоятельная работа студентов с курируемыми больными | 1. Курация больных с внутриутробной инфекцией 2. Обоснование и формулировка диагноза 3. Составление плана обследования и лечения больного 4. Дифференциальный диагноз. 5. Отчет преподавателю. 6. Контроль индивидуальной курации больного студентом (доклад истории заболевания, осмотр больного, обоснование диагноза, лечение). | Выработка навыков сбора анамнеза, обследования и лечения детей с НИ. Контроль практических навыков обследования больных и их коррекция. | 120 минут 9.25-10.45 |
6. | Перерыв | 30 минут 10.45-11.15 | ||
7. | Контроль знаний студентов | 1.Устный опрос по вопросам семинарского занятия. 2. Участие в обходах профессора, доцента. 3. Решение ситуационных, модульных задач. 4. Решение интерактивных задач | Выработать способность клинического мышления на базе конкретных нозологических форм, умение проводить дифференциальный диагноз, грамотно назначать обследования и лечение. | 90 минут 11.15-12.45 |
8. | Демонстрационный учебный видеофильм по теме занятия | 1. Просмотр демонстрационного материала в форме видеоролика или мультимедийной презентации. 2. Обсуждение | Закрепление пройденного материала | 20 минут 12.45-13.05 |
9. | Заключительный контроль знаний | Интерактивные задачи | Оценить качество знаний студентов, уровень клинического мышления. | 30 минут 13.05-13.35 |
10. | Воспитательная работа со студентами | Мероприятия по плану воспитательной работы | Формирование патриотических, морально-этических и культурных качеств врача | 20 минут 13.35-13.55 |
11. | Подведение итогов, задание на дом | Оценка работы каждого студента | 5 минут 13.55-14.00 |
12. Аннотация (прилагается)