Изучение родственных народных инструментов
Программа факультативного курса для
студентов факультета народных инструментов.
Составитель – Щербак В.М., доцент кафедры струнных
народных инструментов, кандидат искусствоведения
Минск
Объем курса 140 часов
Пояснительная записка
Меняющиеся социальные условия современного общества оказывают свое влияние на систему музыкального образования и приводят к новым условиям, ориентированным на личность, способную к саморазвитию, творчеству, ответственному и самостоятельному выбору в направлениях деятельности.
Одной из важных составляющих подготовки специалиста в области профессионального музыкального образования является обучение в классах ансамбля и оркестра. Оно призвано подготовить специалиста к работе в качестве артиста и руководителя различных по составу коллективов. Цель данной дисциплины – дать баянистам и аккордеонистам представления о струнных народных инструментах, выходящих за пределы инструментоведения: конструктивные особенности и взаимодействие во время игры; исполнительские возможности и приёмы игры, использование оркестровых разновидностей.
|
|
Многие молодые преподаватели, обладающие необходимым запасом теоретических знаний, полученных в музыкальных учреждениях высшего образования, имея потребность в организации и участии в разнообразном музицировании, не имеют достаточных практических сведений об использовании различных народных инструментов. Приступая к практической деятельности, они сталкиваются с определенными проблемами при работе с музыкальными коллективами в качестве руководителей и исполнителей.
Содержание курса представлено в логике от общего к частному: от единых, универсальных тем для всех инструментов к детальному изучению проблем применительно к специфике каждого инструмента. Это находит отражение в построении данной дисциплины: лекционные занятия сочетаются с семинарскими, имеющими практическую направленность по непосредственному освоению исполнительских основ на конкретных инструментах. Студент учится действовать как активный музыкант, анализировать собственную исполнительскую деятельность, приобретает вкус к самостоятельному решению исполнительских задач.
Цель курса– способствовать комплексному развитию профессиональных умений студентов, их общих и музыкальных способностей, исполнительского мастерства.
Задачи курса:
· обучение практическим умениям и навыкам владения различными народными инструментами.
· развитие интереса к различным формам музицирования;
|
|
· развитие потребности в самообразовании.
Основными формами преподавания являются практические и индивидуальные занятия. Главная функция практических занятий заключается в отработке профессиональных умений и навыков студентов, использовании знаний на практике. Отдельного внимания требует освоение баянистами и аккордеонистами струнных инструментов в оркестровых классах. Учебная работа проходит в чередовании двух форм: лекционной, общетеоретической, для всех студентов одного курса; практической (семинарской), для групп из 3-4-х студентов, когда происходит непосредственное знакомство с конкретными инструментами.
В результате изучения курса выпускник должен:
знать:
— цель, задачи, содержание и технологии обучения в различных инструментальных составах;
— об исполнительских возможностях струнных народных инструментов и их оркестровых разновидностей.
уметь:
— оценивать исполнительские и выразительные возможности каждого народного инструмента;
— использовать навыки практического владения различными инструментами.
— применять полученные знания в практике коллективного музицирования.
Промежуточный контроль проводится в VII семестре на зачете в форме опроса по пройденному материалу. Итоговый контроль проводится на экзамене в IX семестре в форме собеседования по вопросам либо экзаменационным билетам.
Примерный тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Лек-ции | Семи-нары | ||
Общие вопросы применения родственных инструментов в ансамблевом и оркестровом исполнительстве | |||
Особенности конструкции инструментов | |||
Принципы и закономерности звукообразования. | |||
Исполнительские средства музыкальной выразительности | |||
Основы взаимодействия с инструментом. | |||
Виды фактуры | |||
Основы постановки исполнителя | |||
Недостатки постановки и игровых движений | |||
Основные элементы исполнительской техники. Приемы игры | |||
Основы аппликатуры | |||
Итого: |