Составитель – Щербак В.М., доцент кафедры струнных

Изучение родственных народных инструментов

Программа факультативного курса для

студентов факультета народных инструментов.

Составитель – Щербак В.М., доцент кафедры струнных

народных инструментов, кандидат искусствоведения

Минск

Объем курса 140 часов

Пояснительная записка

Меняющиеся социальные условия современного общества оказывают свое влияние на систему музыкального образования и приводят к новым условиям, ориентированным на личность, способную к саморазвитию, творчеству, ответственному и самостоятельному выбору в направлениях деятельности.

Одной из важных составляющих подготовки специалиста в области профессионального музыкального образования является обучение в классах ансамбля и оркестра. Оно призвано подготовить специалиста к работе в качестве артиста и руководителя различных по составу коллективов. Цель данной дисциплины – дать баянистам и аккордеонистам представления о струнных народных инструментах, выходящих за пределы инструментоведения: конструктивные особенности и взаимодействие во время игры; исполнительские возможности и приёмы игры, использование оркестровых разновидностей.

Многие молодые преподаватели, обладающие необходимым запасом теоретических знаний, полученных в музыкальных учреждениях высшего образования, имея потребность в организации и участии в разнообразном музицировании, не имеют достаточных практических сведений об использовании различных народных инструментов. Приступая к практической деятельности, они сталкиваются с определенными проблемами при работе с музыкальными коллективами в качестве руководителей и исполнителей.

Содержание курса представлено в логике от общего к частному: от единых, универсальных тем для всех инструментов к детальному изучению проблем применительно к специфике каждого инструмента. Это находит отражение в построении данной дисциплины: лекционные занятия сочетаются с семинарскими, имеющими практическую направленность по непосредственному освоению исполнительских основ на конкретных инструментах. Студент учится действовать как активный музыкант, анализировать собственную исполнительскую деятельность, приобретает вкус к самостоятельному решению исполнительских задач.

Цель курса– способствовать комплексному развитию профессиональных умений студентов, их общих и музыкальных способностей, исполнительского мастерства.

Задачи курса:

· обучение практическим умениям и навыкам владения различными народными инструментами.

· развитие интереса к различным формам музицирования;

· развитие потребности в самообразовании.

Основными формами преподавания являются практические и индивидуальные занятия. Главная функция практических занятий заключается в отработке профессиональных умений и навыков студентов, использовании знаний на практике. Отдельного внимания требует освоение баянистами и аккордеонистами струнных инструментов в оркестровых классах. Учебная работа проходит в чередовании двух форм: лекционной, общетеоретической, для всех студентов одного курса; практической (семинарской), для групп из 3-4-х студентов, когда происходит непосредственное знакомство с конкретными инструментами.

В результате изучения курса выпускник должен:

знать:

— цель, задачи, содержание и технологии обучения в различных инструментальных составах;

— об исполнительских возможностях струнных народных инструментов и их оркестровых разновидностей.

уметь:

— оценивать исполнительские и выразительные возможности каждого народного инструмента;

— использовать навыки практического владения различными инструментами.

— применять полученные знания в практике коллективного музицирования.

Промежуточный контроль проводится в VII семестре на зачете в форме опроса по пройденному материалу. Итоговый контроль проводится на экзамене в IX семестре в форме собеседования по вопросам либо экзаменационным билетам.


Примерный тематический план

Название темы Кол-во часов
    Лек-ции Семи-нары
    Общие вопросы применения родственных инструментов в ансамблевом и оркестровом исполнительстве    
    Особенности конструкции инструментов    
    Принципы и закономерности звукообразования.    
    Исполнительские средства музыкальной выразительности    
    Основы взаимодействия с инструментом.    
    Виды фактуры    
    Основы постановки исполнителя    
    Недостатки постановки и игровых движений    
    Основные элементы исполнительской техники. Приемы игры    
  Основы аппликатуры    
  Итого:    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: