Составление библиографии

Составление библиографии или списка литературы по выбранной теме представляет первую, подготовительную стадию работы. По существу, этот этап начинается в процессе выбора темы, когда студент знакомится с литературой, выясняя, насколько выбранная им проблема обеспечена необходимыми источниками.

Подбор литературы осуществляется с помощью библиотечных каталогов и поисковых систем. В процессе подбора литературы по теме курсовой работы лучше всего составлять библиографию заранее по всем правилам оформления в виде картотеки по типу библиотечного каталога, причем на каждую книгу, статью, сборник документов заполняется отдельная карточка. Составленную таким образом библиографию легко пополнять, делать соответствующие перестановки карточек. Главным в таком методе работы является то, что студент имеет возможность ориентироваться в многообразном библиографическом материале, систематизировать и дополнять его. Отсутствие таких карточек значительно усложняет работу.

2. Разработка плана

Разработка плана—очень важный и ответственный этап в написании курсовой работы. Ошибаются те студенты, которые оставляют составление плана на завершающий этап работы. При таком подходе работа ведется бессистемно. Усовершенствование плана может продолжаться во время работы, отдельные вопросы плана могут уточняться, менять свою формулировку, но основное направление, содержание будущей работы должны быть отражены в заранее составленном плане.

План работы должен способствовать наиболее полному освещению важнейших вопросов темы, определить направления поиска решений поставленной задачи. Вместе с тем он должен подсказать соответствующее освещение (хотя бы в общих чертах) темы. Поскольку разработка плана - наиболее сложная задача, необходимо консультироваться с научным руководителем.

Тщательно составленный план курсовой работы придает целенаправленность работе, последовательность изучения литературных источников. План даст возможность увидеть перспективу работы и облегчит процесс ее написания.

Составление плана должно включать два этапа: предварительный и окончательный вариант.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ вариант плана составляется обычно после утверждения темы и общего знакомства студента с основными литературными источниками. Естественно, он будет несовершенным, но, тем не менее, имеет очень большое значение, так как без такого плана трудно работать над курсовой работой целенаправленно.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ вариант составляется в процессе совершенствования, корректировки предварительного плана по мере того, как студент овладевает основным материалом, относящимся к теме работы. Этот вариант плана утверждается научным руководителем и становится обязательным документом. Замена плана возможна только с разрешения научного руководителя.

План курсовой работы отражает ее структуру и содержание. Он включает: название темы, введение, название глав, заключение, библиографию или список использованной литературы и, если есть, приложение.

Кроме предварительного и окончательного вариантов плана существует еще один вид плана – план-проспект. Он представляет собой развернутый предварительный план с тезисами, раскрывающими содержание разделов, глав работы. План-проспект является важным документом, определяющим общее содержание работы. Однако его составление не является обязательным для студента.

В практике написания курсовых работ имеются случаи, когда план отражает даже содержание введения, в котором обосновывается актуальность темы, дается анализ источников, ставятся цель и задачи работы, раскрывается ее структура, а иногда и метод исследования. Такой план направляет студента на последовательную работу по написанию введения и всей работы.

Каждая глава курсовой работы является ее составной частью, поэто­му названия работы и ее глав не должны совпадать. Название работы и глав должны отвечать таким требованиям, как конкретность, выразительность, ла­коничность. При составлении плана необходимо учитывать логику изложения работы и предмет исследования. Зачастую студент, забывая предмет теорети­ческой экономики, составляет такой план, который предполагает рассмотре­ние данной темы под углом зрения конкретных экономических дисциплин. В этом случае не уделяется должного внимания теоретическим аспектам про­блемы, и тема, как правило, не раскрывается. Недопустимо также и слишком большое количество глав, так как при этом в большинстве случаев нарушается логика изложения, и структура работы не отвечает предъявленным требовани­ям. Оптимально план работы должен включать три главы, в которых последовательно отражаются сначала теоретические, а затем практические аспекты проблемы. Большинство тем предполагает анализ конкретного факти­ческого материала, характеризующего рассматриваемую экономическую про­блему, поэтому последняя глава работы должна быть посвящена исследованию влияния данного процесса (проблемы) на национальную экономику конкретной страны. Допускается при этом введение в исследование сравнительного анализа проблемы в разрезе отдельных стран.

Пример плана работы по теме «Занятость населения и государственная политика ее обеспечения в Республике Беларусь»:

Введение

1. Теоретические основы макроэкономического анализа занятости

1.1. Факторы, определяющие уровень и структуру занятости в макроэкономических моделях классиков и кейнсианцев

1.2. Политика регулирования занятости в странах с рыночной экономикой

2. Анализ занятости в национальной экономике Республики Беларусь

2.1. Анализ динамики занятости

2.2. Анализ структуры занятости

3. Проблемы занятости и пути их решения в экономической политике Республики Беларусь

3.1. Основные направления государственной политики занятости: пути и проблемы их реализации

3.2. Проблемы регулирования занятости различных категорий населения

Заключение

Список литературы

3. Обработка собранного материала

Одним из важнейших этапов подготовки курсовой работы является по­стоянная обработка материала. Прочитав книгу, статью или сборник докумен­тов, сделав нужные выписки, студент складывает их в отдельные конверты или папки с планом курсовой работы. Всё это значительно облегчает дальнейшую работу по систематизации и обработке материала, необходимого для раскры­тия темы.

В тех случаях, когда собирается статистический материал, его также не­обходимо упорядочить: разложить по группам, вопросам плана. В ходе работы над статистическими материалами желательно составить таблицы, диаграммы графики, которые могут быть включены в основной текст курсовой работы или помещены отдельно, в конце - в виде дополнений или приложений. Таб­лицы, диаграммы, графики должны быть обеспечены заголовками и прону­мерованы.

При обработке собранного материала следует предусмотреть возможность его допол­нительного сбора. Уже в процессе написания курсовой работы или в момент ее редактирования возможно привлечение новых источников, которые будут содействовать повышению научного уровня исследования.

4. Написание текста работы

Курсовая работа включает в себя: титульный лист, план, основной текст, список использованной литературы, приложения. Основной текст состоит из введения, основного содержания и заключения.

Введение является обязательной частью курсовой работы. В нем рас­крывается целесообразность разработки темы, определяется ее актуальность, цель, задачи исследования, объект и предмет работы, используемые методы. Во введении дается также краткий обзор информационной базы исследования, структура работы. При обосновании актуальности темы определяются хронологические рамки исследования.

Актуальность избранной темы предполагает ее значимость для конкретной национальной экономики и с точки зрения макроэкономической науки. Ее обоснование включает 3 – 7 предложений. Цель работы формулируется исходя из предполагаемого общего конечного итога исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые выступают в качестве конкретных этапов исследования. Количество задач рекомендуется привести в соответствие с количеством глав работы. При формулировке цели и задач не рекомендуется использовать слова: «рассмотреть», «изучить», «ознакомиться». Правильнее использовать выражения «провести анализ», «дать оценку», «раскрыть», «разработать». Категорически запрещается использование во введении и во всей работе использование личных местоимений. При формулировке объекта и предмета исследования следует обратить внимание на четкость их разграничения. Так, в качестве объекта всегда выступает некое целое, а предметом является изучаемая его часть.

Пример основных элементов введения по теме «Занятость населения и государственная политика ее обеспечения в Республике Беларусь»:

Цель курсовой работы состоит в выявлении и обосновании основных направлений совершенствования государственной политики занятости Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы макроэкономического анализа занятости;

- провести анализ динамики и структуры занятости в Республике Беларусь;

- выявить проблемы занятости и разработать пути их решения в Республике Беларусь.

Объектом исследования выступает национальная экономика Республики Беларусь. Предметом исследования – занятость населения и государственная политика в области ее обеспечения.

При написании работы необходимо добиваться сохранения логической связи между главами, последовательности перехода от одной к другой.

Название глав должно соответствовать их содержанию. Это, однако, не означает, что они должны быть перегружены и фактическим, и статистическим материалом. Следует приводить наиболее важные факты, умело их обобщая. Необходимо помнить, что курсовая работа выполняется по теоретической эко­номике, а не по конкретной экономической дисциплине.

Важно, чтобы студент в своей работе выявил и изложил основные тен­денции изучаемых процессов, подтвердил их наиболее типичными примерами или цифровыми данными. Однако не надо перегружать работу и цифровым материалом. Лучше всего обобщить статистические данные в таблицах, гра­фиках, диаграммах и т.д., а в тексте давать анализ этих сводных материалов. Надо подчеркнуть, что статистический материал должен быть убедительным и современным. Можно и нужно рассматривать экономические процессы в ди­намике, поэтому в работе могут быть данные и десятилетней и большей дав­ности, но обязательно в сравнении с данными за последние годы.

Достоверность нужна и в употреблении цитат. Они не нужны для доказательства безусловных и достоверных истин, но в тех случаях, когда необхо­димо оспорить, подвергнуть критике какое-нибудь ошибочное положение или утверждение, когда потребуется чья-нибудь авторитетная мысль для подкре­пления своей аргументации, они необходимы. Цитаты должны быть точными, по возможности краткими, и соответствовать сущности исследуемого вопро­са. Не надо употреблять несколько цитат подряд. Все цитаты должны быть оформлены ссылкой на источник.

При написании работы не надо избегать элементов полемики. Необхо­димо помнить, что в полемике рождается истина, она присуща настоящей на­уке. Главы нужно заканчивать краткими выводами. Выводы предыдущей части должны подводить к содержанию следующей, чтобы укрепить их связь между собой и обеспечить целостность курсовой работы и логическую последова­тельность ее изложения.

Завершает курсовую работу заключение. Его главное назначение - под­ведение итогов всей работы. В нем, как правило, не приводятся ни новые фак­тические данные, ни новые теоретические положения, о которых не шла речь в основном тексте. Заключение обычно содержит только общие выводы автора и может указывать на дальнейшее развитие изучаемого явления.

Очень важно, чтобы на вопросы, которые были сформулированы сту­дентом во введении, были даны ответы в заключении, ибо заключение пока­зывает степень реализации цели и задач, поставленных во введении, научно-теоретическую и практическую ценность выполненной работы. Заключение должно быть кратким и решать следующие задачи:

- формулировку концепции работы;

- обоснование точки зрения автора по основным вопросам исследуемой проблемы;

- основные выводы исследования;

- практические рекомендации по изученным вопросам.

При написании курсовой работы студенту не надо забывать о стиле из­ложения. Язык экономического исследования должен быть точным, ясным, не допускающим двусмысленного толкования.

Необходимо помнить старую истину: что плохо себе представляешь, то неточно и пересказываешь. Студент должен умело пользоваться научной эко­номической терминологией, не увлекаться чрезмерным употреблением науко­образных слов и оборотов, а также этично применять фразеологию и лексику используемых источников.

Нельзя забывать, что необычные термины нужно брать в кавычки, а не­понятные - разъяснять в ссылках.

5. Оформление курсовой работы и списка литературы

Правила оформления курсовой работы и литературных источников изложены в «Рабочей инструкции по оформлению контрольной, курсовой и выпускной квалификационной работы», соответствующей Государственным стандартам и утвержденной в МФ МЭСИ.

В списке литературы должно быть не менее 15-20 источников, пронумерованных и расположенных по алфавиту, где указывается автор, название работы, издательство, год и место издания и используемые для анализа страницы. При использовании периодической печати указывается автор и название статьи, название журнала или газеты, ее номер и страницы, где расположен материал. При использовании источников сети интернет указывается автор и название материала, общее название сайта, режим доступа и дата доступа.

Работа выполняется в печатном виде. Примерный объем работы 30 – 35 страниц (без учета приложений), 14 шрифт, 1,5 интервала. Ссылки оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника из списка литературы и страница.

В приложении должны быть вынесены объемные таблицы, схемы и графики. В тексте работы обязательно должны быть ссылки на данные, вынесенные в приложения.

1.2. Наиболее часто встречаемые недостатки курсовой работы

Курсовые работы по теоретической экономике имеют наиболее распространенные недостатки, на которые студенту следует обратить особое внима­ние, чтобы избежать их. Такие недостатки условно можно разделить на четыре группы:

1. Недостатки в раскрытии темы. Они могут быть вызваны:

- несоответствием предмету изучаемой дисциплины, когда упор в исследовании делается не на теоретическую экономику, а на конкретные эконо­мические дисциплины;

- использованием устаревших или ошибочных положений или утверждений, несоответствующих требованиям современного уровня экономической науки;

- поверхностным анализом исследуемых явлений, абстрактным изло­жением вопросов, отсутствием критики ошибочных взглядов по теме иссле­дования;

- отсутствием анализа современного фактического и статистического материала.

2. Недостатки в структуре работы. Они проявляются:

- в отсутствии какой-либо составной части курсовой работы (плана, введения, списка литературы и т.д.);

- в несоответствии введения и заключения своему назначению:

- в слишком большом количестве глав, при недопустимо малом их объеме;

- в нарушении логики изложения;

- в несоответствии объема всей работы, либо составных ее частей.

3. Недостатки в форме изложения. Они заключаются:

- в переписывании, без самостоятельного анализа, имеющихся литера­турных источников;

- в перегруженности цитатами и цифровым материалом;

- в безграмотной записи текста;

- в произвольном сокращении слов.

4. Недостатки в оформлении. Они связаны:

- с неточным оформлением титульного листа, бланка задания, содержа­ния, реферата и других составляющих работы;

- с неправильным оформлением литературы;

- с нарушением установленного порядка оформления ссылок на источ­ники цифрового, фактического и цитируемого материала и др.

2. Примерная тематика курсовых работ

1. Национальная экономика в переходный период, цели ее функциони­рования и развития (на примере отдельной страны).

2. Национальная экономика, ее структура, необходимость и направле­ния структурной перестройки.

3. Планирование и прогнозирование национальной экономики: меха­низмы управления ее развитием (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

4. Моделирование в развитии национальной экономики.

5. Формирование российской модели национальной экономики.

6. Формирование белорусской модели национальной экономики.

7. Макроэкономические пропорции и сбалансированность в устойчи­вом развитии национальной экономики.

8. Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

9. Национальное богатство страны, его сущность, измерение и факторы накопления.

10. Теории индустриального и постиндустриального общества и анализ структуры экономики Республики Беларусь (Российской Федерации).

11. Теория внешних эффектов и проблемы загрязнения окружающей среды в Республике Беларусь (Российской Федерации).

12. Особенности приватизации и либерализации в странах Центральной и Восточной Европы.

13. Оценка степени монополизации экономики Республики Беларусь (Российской Федерации).

14. Особенности функционирования рынков капиталов.

15. Теория и особенности развития человеческого капитала.

16. Особенности функционирования рынков труда.

17. Антимонопольное регулирование в рыночной и трансформационной экономике.

18. Естественные монополии и проблемы их регулирования в рыночной и трансформационной экономике.

19. Особенности аграрного бизнеса в рыночной экономике (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

20. Рынок земли в рыночной экономике и реформирование земельных отношений (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

21. Теория и критерии общественного благосостояния.

22. Внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

23. Макроэкономическое равновесие и социально-экономические усло­вия его обеспечения.

24. Сравнительная характеристика моделей макроэкономического равновесия и современные модификации.

25. Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия.

26. Роль инвестиций в кейнсианской теории макроравновесия и современные проблемы инвестирования.

27. Цикличность как форма развития национальной экономики, ее зако­номерности и особенности регулирования в переходный период (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

28. Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабиль­ности: причины, виды и формы (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

29. Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения.

30. Социально-экономические последствия инфляции и пути их преодо­ления на основе антиинфляционной политики государства.

31. Анализ структуры доходов и расходов домохозяйств и тенденции их изменения в Республике Беларусь (Российской Федерации).

32. Безработица как форма проявления макроэкономической нестабиль­ности, ее измерение и пути снижения.

33. Занятость населения и государственная политика ее обеспечения (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

34. Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

35. Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси (России).

36. Бюджетная система в национальной экономике, ее функционирова­ние и развитие (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

37. Бюджетный дефицит и государственный долг: причины и методы регулирования (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

38. Налоговая система страны, ее структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси (России).

39. Система налогообложения и повышение эффективности ее функци­онирования (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

40. Налоги как инструмент макроэкономического регулирования.

41. Фискальная политика государства и ее использование для достиже­ния финансово-экономической стабильности.

42. Денежная система страны, ее структура, институциональное обеспе­чение и основные направления совершенствования.

43. Кредитная система страны, ее структура, принципы функциониро­вания и особенности развития в рыночных условиях (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

44. Кредит, его функции, формы существования и направления разви­тия в рыночных условиях.

45. Банковская система страны, ее уровни и направления развития в со­временных рыночных условиях.

46. Коммерческий банк как основное звено банковской системы: функ­ции, задачи и направления развития в условиях рыночной экономики.

47. Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

48. Фискальная и монетарная политика, их взаимодействие в достиже­нии макроэкономического равновесия.

49. Социальная политика государства, основные принципы и формы ре­ализации (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

50. Дифференциация доходов населения и достижение социальной справедливости в их распределении в условиях рыночной экономики (на при­мере Республики Беларусь или Российской Федерации).

51. Бедность населения, причины возникновения, измерение и государ­ственная политика по ее преодолению.

52. Социальная защита населения и механизмы ее совершенствования в рыночных условиях.

53. Система социального страхования и ее развитие в условиях рыночной экономики.

54. Система пенсионного обеспечения, необходимость и направления ее реформирования в рыночных условиях.

55. Уровень и качество жизни населения как основные критерии устой­чивого социально-экономического развития общества (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

56. Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения.

57. Устойчивое социально-экономическое развитие, механизмы его обе­спечения (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

58. Государственное регулирование привлечения иностранных инвести­ций (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

59. Экономическая безопасность: формы проявления, способы оценки и проблемы обеспечения.

60. Экологическая безопасность и пути ее обеспечения в рыночных условиях (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).

61. Государственное регулирование экономики, его цели, объекты и пра­вовое обеспечение в рыночных условиях.

62. Инновационность в развитии национальной экономики.

63. Экономическая политика государства, ее виды, эффективность и ме­ханизмы реализации (на примере Республики Беларусь или Российской Федерации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: