по теме: «Нервная ткань»

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет

Министерство здравоохранения и социального развития»

(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет педиатрический

Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________________

«_____»____________________ 201__ г.

Методические рекомендации для студентов к лабораторному занятию

по теме: «Нервная ткань»

Дисциплина: ЕН.Ф.08 гистологии, эмбриологии, цитологии

По специальностям: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия

Разработчик: к.м.н., доц. Саломеина Н.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры _______________________,

протокол № _____.

Цель занятия: Изучить микроскопическое строение клеточных элементов нервной ткани, миелиновых и безмиелиновых нервных волокон. Научиться читать электроннограммы нервных клеток и диагностировать на них детали строения (тело нейроцита, его отростки, нервные окончания, синапсы).

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить на занятии:

Знать:

· основные гистологические термины и понятия по теме «Нервная ткань»

· развитие нервной ткани

· классификацию, строение и функции клеточных элементов нервной ткани

· гистофизиологию нервных волокон

· классификацию и морфофункциональную характеристику нервных окончаний

Владеть:

· техникой микроскопирования

Уметь:

· распознавать гистологические препараты миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, определять в них основные структуры

· дифференцировать с помощью микроскопа мультиполярные нейроны и эпендимную глию в спинном мозге; тела нейронов и олигодендроглиоциты в спинальном ганглии; тигроид в нейронах спинного мозга

· читать электроннограммы нейросекреторной клетки и пирамидного нейрона, диагностировать на них детали строения (тело нейроцита, его отростки, нервные окончания, виды синапсов)

· графически изображать миелиновые нервные волокна, тигроид в мультиполярных нейронах, псевдоуниполярный нейрон и олигодендроглиоциты

Понимать:

· фундаментальное значение знаний по данной теме для дальнейшего изучения органов нервной системы и клинических дисциплин

· рефлекторный принцип функционирования нервной системы.

Задачи:

· на основе знания материала учебника и лекции по теме «Нервная ткань» решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме

· решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме

· на малом и большом увеличении микроскопа изучить микропрепараты, сопровождая зарисовками в альбоме

· в конце лабораторного занятия подписать протокол с зарисовками препаратов и ответить на вопросы преподавателя.

Исходный уровень знаний: Повторить материал разделов «Цитология» (органеллы специального значения - нейрофибриллы) и «Эмбриология» (дифференцировка первичной эктодермы, процесс нейруляции). При подготовке к занятию используется материал лекции и учебной литературы по теме «Нервная ткань».

Контрольные вопросы:

1. Нервная ткань: морфофункциональная характеристика, развитие.

2. Нейроциты: их морфологическая характеристика, классификация. Органеллы специального назначения в нейроцитах, их функциональное значение. Исследования отечественных и зарубежных ученых в обосновании нейронной теории.

3. Нейроглия. Развитие, классификация, строение, функции.

4. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна: строение и функции. Понятие о мезаксоне, узловых перехватах, процессе миелинизации.

5. Нервные окончания: классификация, морфофункциональная характеристика.

6. Синапсы. Классификация, строение, гистофизиология.

7. Классификация рецепторов. Их структурная организация.

8. Эффекторные нервные окончания: классификация, строение.

Учебные материалы:

1. Препараты

а) учебные:

1. Мультиполярные нейроны спинного мозга. Импрегнация азотнокислым серебром. Ув. м. и б.

2. Псевдоуниполярные нейроны и олигодендроглиоциты спинального ганглия. Окр. Г+Э. Ув. м. и б.

3. Тигроид в мультиполярном нейроне. Окр. по Нисслю. Ув. м. и б.

4. Миелиновые нервные волокна. Обработка осмием. Ув. б.

5. Безмиелиновые нервные волокна. Окр. Г+Э. Ув. м. и б.

б) демонстрационные:

1. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Импрегнация серебром. Ув. б.

2. Эпендимная выстилка. Окр. гематоксилином. Ув. б.

3. Астроциты в коре больших полушарий. Импрегнация серебром. Ув. б.

4. Нейрофибриллы в нейронах спинного мозга. Импрегнация серебром. Ув. б.

5. Тельце Фатер-Пачини в коже пальца. Окр. Г+Э. Ув. м.

2. Таблицы:

· развитие нервной ткани

· виды нейронов

· разновидности глии

· тигроид в мультиполярном нейроне

· ультраструктура нервной клетки

· миелиновое и безмиелиновое нервные волокна

· строение синапса, виды синапсов

· моторная бляшка (нервно-мышечное окончание)

3. Атласы по гистологии, эмбриологии и цитологии под ред. Алмазова, Сутулова (1978), Кузнецова, Мушкамбарова, Горячкиной (2002; 2007), Юшканцевой, Быкова (2007; 2009).

4. Электроннограммы:

· нейросекреторная клетка

· мультиполярный нейрон и различные виды синапсов

· миелиновые и безмиелиновые нервные волокна.

В начале лабораторного занятия студенты выполняют входной тестовый контроль по данной теме.

Описание работы студентов с учебными препаратами:

1. Мультиполярные нейроны в спинном мозге. Импрегнация азотнокислым серебром. Увеличение большое. Используя атлас по гистологии найти на малом увеличении серое и белое вещество спинного мозга; спинномозговой канал, выстланный эпендимоцитами; в сером веществе мультиполярные нейроны. На большом увеличении определить в мультиполярных нейронах ядро, нейрофибриллы, отростки.

2.Псевдоуниполярные нейроны и олигодендроглиоциты спинального ганглия. Окраска Г+Э. Увеличение малое и большое. Макроскопически определить задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается спинальный ганглий, передний корешок и смешанный спинномозговой нерв. На малом увеличении найти капсулу спинального ганглия (образованную плотной волокнистой соединительной тканью), под которой располагаются тела нейроцитов, вокруг них – олигодендроглиоциты (мантийные глиоциты, клетки сателлиты) и прослойки рыхлой соединительной ткани. В центре узла располагаются параллельно идущие нервные волокна.

Используя атлас по гистологии на большом увеличении рассмотреть, зарисовать и обозначить: псевдоуниполярные нейроны, олигодендроглиоциты, рыхлую волокнистую соединительную ткань.

З. Тигроид в мулыпиполярном нейроне. Окраска по Нисслю. Увеличение малое и большое. На малом увеличении отыскать в сером веществе спинного мозга нейроны. На большом увеличении обратить внимание на глыбки базофильного вещества - тигроид.

Зарисовать мультиполярный нейрон, обозначить: ядро, тигроид, аксон, аксональный холмик, дендриты.

4. Миелиновые нервные волокна. Обработка осмием. Увеличение большое. На большом увеличении, используя атлас по гистологии, рассмотреть миелиновые волокна.

Найти и зарисовать: в центре бледно окрашенный осевой, снаружи -

миелиновую оболочку черного цвета; перехваты Ранвье, в которых отсутствует миелиновый слой.

5.Безмиелиновые нервные волокна. Окраска Г+Э. Увеличение большое. На большом увеличении видны оксифильно окрашенные безмиелиновые волокна, в которых на определенном расстоянии друг от друга видны овальные базофильные ядра.

Описание демонстрационных препаратов:

1. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Импрегнация серебром. Увеличение большое. При импрегнации серебром выявляются отростки нейронов, которых не видно при окраске гематоксилином и эозином. Обратить внимание на Т-образный отросток псевдоуниполярного нейрона.

2.Эпендимная выстилка. Окраска гематоксилином. Увеличение большое. Этот вид глии выстилает центральный канал спинного мозга. На апикальной поверхности клеток располагаются многочисленные реснички.

З. Астроциты в коре больших полушарий. Импрегнация серебром. Увеличение большое. В коре больших полушарий головного мозга располагаются протоплазматические астроциты с толстыми короткими отростками, контактирующими с кровеносными капиллярами.

4.Нейрофибрилы в нейронах спинного мозга. Импрегнация серебром. Увеличение большое. Нейрофибриллы, являющиеся по существу артефактом, образуют сеть в теле нейрона, а в отростках расположены параллельно.

5.Тельце Фатер-Пачини в коже пальца. Окраска Г+Э. Увеличение малое. В центре инкапсулированного нервного окончания располагается внутренняя колба, образованная видоизмененными леммоцитами. Снаружи тельце окружено слоистой капсулой, состоящей из фибробластов и спирально ориентированных волокон.

После работы с препаратами студенты решают ситуационные задачи по данной теме:

1. В теле мультиполярного нейрона при окраске основными красителями обнаруживаются глыбки базофильной субстанции. Как называется это вещество? Совокупностью каких клеточных органелл оно является?

2. У развивающегося животного в эксперименте разрушена вентрикулярная (эпендимная) зона нервной трубки. Развитие каких структурных элементов нервной ткани будет нарушено? Какие функции они выполняют?

3. У эмбриона удалили ганглиозную пластинку. Развитие каких структур организма будет нарушено?

4. Какой вид регенерации характерен для нейронов? Какие внутриклеточные органеллы обеспечивают данный процесс?

5. При окраске серебром в цитоплазме нейроцита выявляются структуры в виде нитей. Что это такое? Какие функции в клетках выполняют данные образования?

6. Даны два вида нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые. Какой вид глии принимает участие в их образовании? Какое количество осевых цилиндров проходит в составе каждого? У какого нервного волокна скорость проведения нервного импульса выше и почему?

Примечание для студентов педиатрического факультета:

У новорожденных цитоплазма нейроцитов бедна глыбками базофильного вещества. Эпендимная глия на свободной поверхности имеет многочисленные реснички. Созревание астроцитов заканчивается к 5 годам. Количество клеток микроглии увеличивается с возрастом и достигает в спинном мозге максимума к 15 годам.

Процесс миелинизации нервных волокон не заканчивается к рождению, а продолжается до 2-4 лет. Образование миелиновых оболочек особенно усиливается у ребенка с 8 мес. жизни, т.е. с начала ходьбы. Процесс миелинизации двигательных нервов идет быстрее, чем чувствительных. Диаметр нервных волокон у новорожденных составляет 3-4 мкм, а после 20 лет - 8-12 мкм.

Для всех видов нервных окончаний новорожденных характерна большая плотность расположения. Рецепторы, эффекторы и синапсы к моменту рождения не заканчивают своего формирования. В связи с резкими изменениями, связанными с переходом от внутриутробного существования к постнатальному, возникают реактивные изменения части нервных волокон и окончаний. Они проявляются явлениями дегенерации и частичной их регенерации, наблюдаются утолщения синапсов. Эти явления наиболее выражены к 7-15 суткам. Полное развитие эффекторных окончаний наблюдается к 12-летнему возрасту.

Темы реферативных сообщений:

· Глия и ее роль в нервной деятельности.

· Чувствительные нервные окончания: классификация и структурная организация.

· Синапс - основа межнейронных взаимодействий.

В конце лабораторного занятия студентам необходимо сдать и защитить протокол, узнать задание на дом для подготовки к следующему занятию. При защите протокола студент отвечает на вопросы преподавателя.

Список литературы:

Основная:

1. Быков В. Л. Цитология и общая гистология. - СПб. Сотис. – 2001 (2007). - С. 453-486.

2. Кузнецов С. Л. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед. вузов/ С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. -М.: Мед. информ. агентство, 2007. - С. 192-216.

3. Гистология: учебник для мед. вузов/ ред. Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина. - М.: Медицина, 2001 (2006). - С. 268-301.

4. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров Н. Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., МИА. – 2002. - С. 99-114.

5. Лекция по теме «Нервная ткань».

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ В. Г. Елисеев [и др.] -5-е изд.перераб.и доп.. - М.: Медицина, 2004. -448 с.

2. Новиков В. Д. Гистология, цитология, эмбриология: Справочник/ В. Д. Новиков, Г. В. Правоторов. -М.: ЮКЭА, 2003. -336 с.

3. Руководство по гистологии: В2т. Т. I.-СПб.: СпецЛит, 2001.

4. Тестовые задания по курсу гистологии / Ю. И. Склянов, Г. В. Правоторов, С. В. Машак [и др.]; под ред. Проф. Ю. И. Склянова. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. -с. 59-65.

5. Экспресс-гистология: учебное пособие/ ред. В. И. Ноздрин. -4-е изд., перераб.и доп.. -М.: Мед.информ.агентство, 2008. -208 с.: ил.

6. Юшканцев С. И., Быков В. Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Издательство «П-2», 2007. - С. 22-23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: