Высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Министерство здравоохранения и социального развития»
(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Факультет педиатрический
Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________________
«_____»____________________ 201__ г.
Методические рекомендации для студентов к лабораторному занятию
по теме: «Нервная ткань»
Дисциплина: ЕН.Ф.08 гистологии, эмбриологии, цитологии
По специальностям: 060101 лечебное дело; 060103 педиатрия
Разработчик: к.м.н., доц. Саломеина Н.В.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры _______________________,
протокол № _____.
Цель занятия: Изучить микроскопическое строение клеточных элементов нервной ткани, миелиновых и безмиелиновых нервных волокон. Научиться читать электроннограммы нервных клеток и диагностировать на них детали строения (тело нейроцита, его отростки, нервные окончания, синапсы).
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить на занятии:
|
|
Знать:
· основные гистологические термины и понятия по теме «Нервная ткань»
· развитие нервной ткани
· классификацию, строение и функции клеточных элементов нервной ткани
· гистофизиологию нервных волокон
· классификацию и морфофункциональную характеристику нервных окончаний
Владеть:
· техникой микроскопирования
Уметь:
· распознавать гистологические препараты миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, определять в них основные структуры
· дифференцировать с помощью микроскопа мультиполярные нейроны и эпендимную глию в спинном мозге; тела нейронов и олигодендроглиоциты в спинальном ганглии; тигроид в нейронах спинного мозга
· читать электроннограммы нейросекреторной клетки и пирамидного нейрона, диагностировать на них детали строения (тело нейроцита, его отростки, нервные окончания, виды синапсов)
· графически изображать миелиновые нервные волокна, тигроид в мультиполярных нейронах, псевдоуниполярный нейрон и олигодендроглиоциты
Понимать:
· фундаментальное значение знаний по данной теме для дальнейшего изучения органов нервной системы и клинических дисциплин
· рефлекторный принцип функционирования нервной системы.
Задачи:
· на основе знания материала учебника и лекции по теме «Нервная ткань» решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме
· решить тестовые задания и ситуационные задачи, прилагающиеся к теме
· на малом и большом увеличении микроскопа изучить микропрепараты, сопровождая зарисовками в альбоме
· в конце лабораторного занятия подписать протокол с зарисовками препаратов и ответить на вопросы преподавателя.
|
|
Исходный уровень знаний: Повторить материал разделов «Цитология» (органеллы специального значения - нейрофибриллы) и «Эмбриология» (дифференцировка первичной эктодермы, процесс нейруляции). При подготовке к занятию используется материал лекции и учебной литературы по теме «Нервная ткань».
Контрольные вопросы:
1. Нервная ткань: морфофункциональная характеристика, развитие.
2. Нейроциты: их морфологическая характеристика, классификация. Органеллы специального назначения в нейроцитах, их функциональное значение. Исследования отечественных и зарубежных ученых в обосновании нейронной теории.
3. Нейроглия. Развитие, классификация, строение, функции.
4. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна: строение и функции. Понятие о мезаксоне, узловых перехватах, процессе миелинизации.
5. Нервные окончания: классификация, морфофункциональная характеристика.
6. Синапсы. Классификация, строение, гистофизиология.
7. Классификация рецепторов. Их структурная организация.
8. Эффекторные нервные окончания: классификация, строение.
Учебные материалы:
1. Препараты
а) учебные:
1. Мультиполярные нейроны спинного мозга. Импрегнация азотнокислым серебром. Ув. м. и б.
2. Псевдоуниполярные нейроны и олигодендроглиоциты спинального ганглия. Окр. Г+Э. Ув. м. и б.
3. Тигроид в мультиполярном нейроне. Окр. по Нисслю. Ув. м. и б.
4. Миелиновые нервные волокна. Обработка осмием. Ув. б.
5. Безмиелиновые нервные волокна. Окр. Г+Э. Ув. м. и б.
б) демонстрационные:
1. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Импрегнация серебром. Ув. б.
2. Эпендимная выстилка. Окр. гематоксилином. Ув. б.
3. Астроциты в коре больших полушарий. Импрегнация серебром. Ув. б.
4. Нейрофибриллы в нейронах спинного мозга. Импрегнация серебром. Ув. б.
5. Тельце Фатер-Пачини в коже пальца. Окр. Г+Э. Ув. м.
2. Таблицы:
· развитие нервной ткани
· виды нейронов
· разновидности глии
· тигроид в мультиполярном нейроне
· ультраструктура нервной клетки
· миелиновое и безмиелиновое нервные волокна
· строение синапса, виды синапсов
· моторная бляшка (нервно-мышечное окончание)
3. Атласы по гистологии, эмбриологии и цитологии под ред. Алмазова, Сутулова (1978), Кузнецова, Мушкамбарова, Горячкиной (2002; 2007), Юшканцевой, Быкова (2007; 2009).
4. Электроннограммы:
· нейросекреторная клетка
· мультиполярный нейрон и различные виды синапсов
· миелиновые и безмиелиновые нервные волокна.
В начале лабораторного занятия студенты выполняют входной тестовый контроль по данной теме.
Описание работы студентов с учебными препаратами:
1. Мультиполярные нейроны в спинном мозге. Импрегнация азотнокислым серебром. Увеличение большое. Используя атлас по гистологии найти на малом увеличении серое и белое вещество спинного мозга; спинномозговой канал, выстланный эпендимоцитами; в сером веществе мультиполярные нейроны. На большом увеличении определить в мультиполярных нейронах ядро, нейрофибриллы, отростки.
2.Псевдоуниполярные нейроны и олигодендроглиоциты спинального ганглия. Окраска Г+Э. Увеличение малое и большое. Макроскопически определить задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается спинальный ганглий, передний корешок и смешанный спинномозговой нерв. На малом увеличении найти капсулу спинального ганглия (образованную плотной волокнистой соединительной тканью), под которой располагаются тела нейроцитов, вокруг них – олигодендроглиоциты (мантийные глиоциты, клетки сателлиты) и прослойки рыхлой соединительной ткани. В центре узла располагаются параллельно идущие нервные волокна.
Используя атлас по гистологии на большом увеличении рассмотреть, зарисовать и обозначить: псевдоуниполярные нейроны, олигодендроглиоциты, рыхлую волокнистую соединительную ткань.
|
|
З. Тигроид в мулыпиполярном нейроне. Окраска по Нисслю. Увеличение малое и большое. На малом увеличении отыскать в сером веществе спинного мозга нейроны. На большом увеличении обратить внимание на глыбки базофильного вещества - тигроид.
Зарисовать мультиполярный нейрон, обозначить: ядро, тигроид, аксон, аксональный холмик, дендриты.
4. Миелиновые нервные волокна. Обработка осмием. Увеличение большое. На большом увеличении, используя атлас по гистологии, рассмотреть миелиновые волокна.
Найти и зарисовать: в центре бледно окрашенный осевой, снаружи -
миелиновую оболочку черного цвета; перехваты Ранвье, в которых отсутствует миелиновый слой.
5.Безмиелиновые нервные волокна. Окраска Г+Э. Увеличение большое. На большом увеличении видны оксифильно окрашенные безмиелиновые волокна, в которых на определенном расстоянии друг от друга видны овальные базофильные ядра.
Описание демонстрационных препаратов:
1. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Импрегнация серебром. Увеличение большое. При импрегнации серебром выявляются отростки нейронов, которых не видно при окраске гематоксилином и эозином. Обратить внимание на Т-образный отросток псевдоуниполярного нейрона.
2.Эпендимная выстилка. Окраска гематоксилином. Увеличение большое. Этот вид глии выстилает центральный канал спинного мозга. На апикальной поверхности клеток располагаются многочисленные реснички.
З. Астроциты в коре больших полушарий. Импрегнация серебром. Увеличение большое. В коре больших полушарий головного мозга располагаются протоплазматические астроциты с толстыми короткими отростками, контактирующими с кровеносными капиллярами.
4.Нейрофибрилы в нейронах спинного мозга. Импрегнация серебром. Увеличение большое. Нейрофибриллы, являющиеся по существу артефактом, образуют сеть в теле нейрона, а в отростках расположены параллельно.
|
|
5.Тельце Фатер-Пачини в коже пальца. Окраска Г+Э. Увеличение малое. В центре инкапсулированного нервного окончания располагается внутренняя колба, образованная видоизмененными леммоцитами. Снаружи тельце окружено слоистой капсулой, состоящей из фибробластов и спирально ориентированных волокон.
После работы с препаратами студенты решают ситуационные задачи по данной теме:
1. В теле мультиполярного нейрона при окраске основными красителями обнаруживаются глыбки базофильной субстанции. Как называется это вещество? Совокупностью каких клеточных органелл оно является?
2. У развивающегося животного в эксперименте разрушена вентрикулярная (эпендимная) зона нервной трубки. Развитие каких структурных элементов нервной ткани будет нарушено? Какие функции они выполняют?
3. У эмбриона удалили ганглиозную пластинку. Развитие каких структур организма будет нарушено?
4. Какой вид регенерации характерен для нейронов? Какие внутриклеточные органеллы обеспечивают данный процесс?
5. При окраске серебром в цитоплазме нейроцита выявляются структуры в виде нитей. Что это такое? Какие функции в клетках выполняют данные образования?
6. Даны два вида нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые. Какой вид глии принимает участие в их образовании? Какое количество осевых цилиндров проходит в составе каждого? У какого нервного волокна скорость проведения нервного импульса выше и почему?
Примечание для студентов педиатрического факультета:
У новорожденных цитоплазма нейроцитов бедна глыбками базофильного вещества. Эпендимная глия на свободной поверхности имеет многочисленные реснички. Созревание астроцитов заканчивается к 5 годам. Количество клеток микроглии увеличивается с возрастом и достигает в спинном мозге максимума к 15 годам.
Процесс миелинизации нервных волокон не заканчивается к рождению, а продолжается до 2-4 лет. Образование миелиновых оболочек особенно усиливается у ребенка с 8 мес. жизни, т.е. с начала ходьбы. Процесс миелинизации двигательных нервов идет быстрее, чем чувствительных. Диаметр нервных волокон у новорожденных составляет 3-4 мкм, а после 20 лет - 8-12 мкм.
Для всех видов нервных окончаний новорожденных характерна большая плотность расположения. Рецепторы, эффекторы и синапсы к моменту рождения не заканчивают своего формирования. В связи с резкими изменениями, связанными с переходом от внутриутробного существования к постнатальному, возникают реактивные изменения части нервных волокон и окончаний. Они проявляются явлениями дегенерации и частичной их регенерации, наблюдаются утолщения синапсов. Эти явления наиболее выражены к 7-15 суткам. Полное развитие эффекторных окончаний наблюдается к 12-летнему возрасту.
Темы реферативных сообщений:
· Глия и ее роль в нервной деятельности.
· Чувствительные нервные окончания: классификация и структурная организация.
· Синапс - основа межнейронных взаимодействий.
В конце лабораторного занятия студентам необходимо сдать и защитить протокол, узнать задание на дом для подготовки к следующему занятию. При защите протокола студент отвечает на вопросы преподавателя.
Список литературы:
Основная:
1. Быков В. Л. Цитология и общая гистология. - СПб. Сотис. – 2001 (2007). - С. 453-486.
2. Кузнецов С. Л. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед. вузов/ С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. -М.: Мед. информ. агентство, 2007. - С. 192-216.
3. Гистология: учебник для мед. вузов/ ред. Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина. - М.: Медицина, 2001 (2006). - С. 268-301.
4. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров Н. Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., МИА. – 2002. - С. 99-114.
5. Лекция по теме «Нервная ткань».
Дополнительная:
1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ В. Г. Елисеев [и др.] -5-е изд.перераб.и доп.. - М.: Медицина, 2004. -448 с.
2. Новиков В. Д. Гистология, цитология, эмбриология: Справочник/ В. Д. Новиков, Г. В. Правоторов. -М.: ЮКЭА, 2003. -336 с.
3. Руководство по гистологии: В2т. Т. I.-СПб.: СпецЛит, 2001.
4. Тестовые задания по курсу гистологии / Ю. И. Склянов, Г. В. Правоторов, С. В. Машак [и др.]; под ред. Проф. Ю. И. Склянова. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. -с. 59-65.
5. Экспресс-гистология: учебное пособие/ ред. В. И. Ноздрин. -4-е изд., перераб.и доп.. -М.: Мед.информ.агентство, 2008. -208 с.: ил.
6. Юшканцев С. И., Быков В. Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Издательство «П-2», 2007. - С. 22-23.