Анализ анкетирования и отчетов МУК «ЦБС г.Казани»

Анализ составлен на основе специально разработанной анкеты, проводимой в целях изучения мнения детей? по исследуемой теме и в частности роли библиотек в социализации личности учащихся среднего школьного возраста. Респондентами были выбраны учащиеся 5-8 классов, так как исследования специалистов в области социологии, философии, психологии, педагогики показывают, что формирование жизненных ценностей происходит именно в этот период. Возраст 10-14 лет. Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.

Период проведения:

Было распространено более? анкеты, проанализировано?. (пока данные только с прошлого года)

Анкетирование показало, что респонденты указывали в первом вопросе фамилию, имя и класс. Указали 53 учащихся из 54 анкетируемых, что говорит о смелости и открытости высказываемых убеждений, что характерно для данного возрастного периода. Этот вопрос должен быть в конце анкеты - паспортичка

На вопрос: «Ваши мотивы обращения в библиотеку» 68 % обращаются в библиотеку для того, чтобы взять программное художественное произведение, что составляет большинство относительно процентного соотношения исследуемого вопроса; дополнительно подготовиться к учебным занятиям – 46 %; чтение – любимое занятие для 23 %; специально пообщаться с библиотекарем – 16% и 0,6 % – другое – возможно взять что-то интересное для себя, как отметили респонденты, что позволяет утверждать, что для такого читателя чтение не является любимым занятием, но определённый интерес к чтению есть. Такие материалы хорошо выглядят в таблицах, диаграммах

Мотивы обращения в библиотеку могут быть самыми различными. В роли мотива чтения выступают читательские интересы, потребности, установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована, обычно у читателя несколько мотивов.

Обращение в библиотеку в основном определяется деловыми (учебными) мотивами, но целью посещения библиотеки могут быть знакомство с новинками, библиотечными выставками. Поэтому наглядные формы работы в библиотеке играют огромную роль в информации для читателей. Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основываются на широком показе новых поступлений и тематическом показе литературы по актуальным темам. Книжная выставка – основная форма наглядного информирования. В целях информации читателей о библиотечном фонде в библиотеках ЦБС г.Казани были такие выставки, как «Легенды о цветах» - (июнь), «Начинай с зарядки день!» - (май), «В святой обители природы», «На улицах большого города» - (июнь-апрель), «Ветры Куликова поля» (о Куликовской битве) - (сентябрь) и другие. Систематически оформляются тематические полки к знаменательным и памятным датам. «Литературный календарь» информирует о знаменательных датах в области литературоведения.

Здесь уместна таблица

Например:

Мотивы (цели?) обращения Формы работы библиотекипо удовлетворению информационных потребностей (читательского спроса)
   
   
   
   

Различные типы литературы выполняют разную социальную нагрузку. В связи с этим был задан вопрос: «Какой теме в чтении Вы отдаёте предпочтение?». 55 % ответили, что художественной литературе и это проводит параллель с предыдущим вопросом, так как 68 % в библиотеку обращаются за программным художественным произведением, для 23 % чтение – любимое занятие; познавательная тема составляет 45 %; историческая – 27 %, документальная – 21 %. Другое – 13 %, здесь учащиеся отметили: психология, парапсихология, оккультизм, философия, все темы. В данном вопросе каждый анкетируемый отмечал различные варианты ответа.

Исследования в области библиотековедения показывают, что чтение художественной литературы несёт ещё и ценностно-ориентирующий, нравственный, этический, эстетический заряд и это особенно важно для среднего школьного возраста, так как чтение этой возрастной категории обладает яркой спецификой и действительно достаточно большую долю художественная литература занимает в их чтении, как показывают ответы на предыдущие вопросы, поэтому на следующий вопрос анкеты «Какой жанр художественной литературы Вам больше всего нравится?» респонденты ответили: поэзия – 45 %, юмор интересен 41 %; приключения, детективы читают 37 %, интерес к фантастическим произведениям есть у 31 %, мелодрама нравится 27 %, сказки любят читать 8 %. 21 % составило чтение, как отметили читатели: романтические произведения, романы, выделили жанр фэнтэзи, рассказ, повесть и разное.

У многих читателей отмечено несколько жанров, что говорит о разнообразии в чтении художественной литературы.

Окружающая нас действительность (объективно или субъективно), но в первую очередь отражается в периодических изданиях, поэтому на вопрос: «Является ли чтение газет, журналов Вашим каждодневным занятием?» 50 % ответили – да и 50 % ответили – нет. Система в чтении периодики у 50 % не прослеживается, возможно этот процент не читает вообще журналы и газеты.

«Важно ли для Вас общение с библиотекарем?» – да ответили 72 %, нет –21 %. В позиции: «Если можешь, назови конкретно», респонденты назвали библиотекарей школьной библиотеки, что было приятно и значимо для нас, для осознания того, что дети видят в школьных библиотекарях своего собеседника, которому можно довериться.

Формы массовой работы: обзоры, беседы, экскурсии и т. д. – это живое общение с читателями. Это и обзоры у книжных выставках, о культуре поведения, о правилах пользования библиотекой, экскурсии. Сотрудники библиотеки всегда стремились прививать посетителям любовь к чтению, книге, создавать теплую добрую атмосферу. Поэтому в библиотеках ЦБС г.Казани для читателей среднего школьного возраста проводились нередко беседы («Они сражались вместе с нами» в этой беседе детям рассказали о собаках-санитарах, спасавших раненых с поля боя; «Он для нас и символ, достоинство, и честь» ко дню государственного флага Р.Ф. (август); «Азбука права»,где доступной форме рассказали ребятам об Организации Объединённых Наций, о Декларации прав ребёнка; «Дети знать должны всегда – есть у них свои права» (игры по правам ребёнка и другие); информационные часы («Дети - герои»; «Гражданство и гражданин»; «Занимательные путешествия в страну Науки и Техники» и другие); литературно-музыкальные вечера, видео- обзоры («Отчизны верные сыны»; «Праздник раскрывает секреты»; «Свет материнской любви…» и другие); познавательные игры («Мы учимся выбирать», «Детство - чудесная пора» и другие), а так же проводились различные интерактивные экскурсии («Секреты обычных вещей»), литературные праздники (Школа - это светлый дом, мы учиться будем в нём!»), дни информации («Я выбираю здоровье») и т.д.

Ежедневно с читателями ведутся индивидуальные и групповые консультации по правилам пользования библиотекой, о читательской культуре, беседы о прочитанном, рекомендательные беседы на абонементе.

Библиотечное обслуживание – процесс взаимодействия библиотекаря и пользователя, одним словом, общение. Составляющие общения в библиотеке – это: проблема взаимодействия библиотекаря и читателя, профессиональное сознание и профессиональная этика библиотекаря.

Высокий профессиональный уровень библиотекаря, соблюдение норм профессиональной этики – залог успешного обслуживания читателя. На характер общения библиотекаря и читателя накладывает отпечаток мотив посещения.

В библиотеке неформальное общение. Настоящий библиотекарь в русском сознании всегда был человек-просветитель, ценитель подлинной литературы, человек, способный «заразить» своим отношением к литературе других и дать вектор на духовное возвышение [26]. Библиотечное общение – важнейшая составляющая процесса библиотечного обслуживания.

Помочь личности в преодолении жизненных и житейских трудностях и проблем – т. е. в социализации – вот то, что, составляет суть взаимоотношений библиотекаря и читателя, особенно юного, находящегося в начале жизненного пути, на первых стадиях социализации.

На вопрос «Влияет ли библиотекарь на Ваш выбор книги?» 50 % ответили – да и 50 % ответили – нет. В 50 % отрицательного ответа, конечно же, входят учащиеся, которые приходят в библиотеку с конкретным запросом, в частности, взять программное художественное произведение, а таких большинство, что показал ответ на вопрос анкеты «Ваши мотивы обращения в библиотеку» – 68 % с этой целью и приходят в библиотеку.

В среднем школьном возрасте, как считает большинство исследователей, основными ступенями социализации личности являются: формирование характера, идеалов и жизненных ценностей.. Поэтому вопрос: «Какие жизненные ценности для Вас особенно важны?» для исследования моей темы было просто необходимо задать респондентам. И ответы на вопросы показали, что для 14 % важны все ценности, анкетируемые даже особо это выделили; дружба составляет 90 %, образование – 84 %, семья – 76 %, здоровый образ жизни – 61 %, интеллект – 53 %, коммуникативность – 35 %, толерантность – 25 %. В варианте другое – 13 %, учащиеся указали: любовь, счастье, личные качества. Большинство анкетируемых отмечали различные варианты.

Ответы на заданный вопрос наводят не только на размышления, но и на определённые действия, на составление плана работы для создания условий, способствующих формированию тех ценностей, которые оказались в малом процентном соотношении.

Отношение к жизненным ценностям безусловно накладывает отпечаток на характер мировоззрения личности. Чтение, как социализирующий фактор, бесспорно влияет на этот процесс. Что думают по этому вопросу 10-14-летние юноши и девушки? Ответы на вопрос: «На что, по вашему мнению, чтение может оказать влияние?» были следующие: согласны с этим утверждением 63 %, оказывает влияние на представление об идеале – 34 %, на преодоление жизненных ситуаций – 55 %, на выбор профессии – 7 %, на другое – 1 %. Некоторые респонденты отметили несколько позиций. В варианте другое – указали на характер, психику. Один респондент ничего не отметил, указав в варианте другое – зрение.

На вопрос: «Назовите, если можете, конкретное издание, после прочтения которого Вы нашли ответ на интересующий Вас жизненный вопрос, предприняли какие-то добрые дела, изменили отношение к окружающей действительности и т. д.» смогли ответить 61 % читателей. Среди изданий названы: Короленко В. Г. «Слепой музыкант», Куприн А.А. «Олеся», Есенин С. А. «Чёрный человек»,», Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени», «Энциклопедия для девушек».

Один респондент указал просто: произведения Бунина И.А., Куприна А. А.; другие указали следующее: Каждое произведение влияет на моё мировоззрение и читать очень полезно; Я изменила своё отношение к окружающей действительности после прочтения одной книги, но не помню названия; У меня очень много книг, после которых я нашла ответы на свои вопросы; Всё, прочитанное мною; Много.

Некоторые респонденты ответили более конкретно: Роман «Дикая любовь» Ю. М. Короткова, после прочтения я поняла, что это важно жить в семье, а не в детдоме; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» – это произведение считается сказкой, но в ней очень много полезного и интересного.

«Нет такой» – ответили два респондента.

Анализируя ответы на поставленный вопрос, можно утвердительно сказать, что именно произведения русской классики, как лучшие образцы художественной литературы, оказывают влияние на человека. Отмечены и современные издания. Даже если не названо конкретное произведение, то по ответам: много, разные подтверждается предыдущий вопрос, что чтение может оказывать влияние на формирование личности.

Исследование позволило сделать следующие выводы и рекомендации:

· Мотивы обращения в библиотеку самые различные.

· Темы в чтении разнообразны. Необходимо проанализировать соответствие интересов в чтении и наполнение отраслевых отделов книжного фонда.

· Соответственно из предпочтений жанров нужно докомплектовать: произведения фэнтэзи, современные издания для учащихся среднего школьного возраста.

· В фонде библиотеки очень мало периодических изданий, поэтому необходимо найти возможность выписывать достойные издания для этого возрастного периода, чтобы привлечь к чтению те 50 %, для которых чтение периодики не является каждодневным занятием.

· Используя формы библиотечной работы, запланировать для учащихся совместно с классными руководителями 5-8 классах мероприятия, способствующих социализации личности.

Разработать социализирующую модель библиотеки.

а в чем проявляется социализирующие действия? Пока это выглядит просто как обслуживание – запрос-ответ.

стандартный набор вопросов.

надо бы еще опросить библиотекарей на эту тему как экспертов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: