Вопросы и задания

1. Напомним: в историю литературы В. Скотт вошел как создатель романа нового типа. «Вальтер Скотт нашел новый способ сочетать романический интерес с историческим, отделив романтических, то есть любовных, героев от исторических. Последним он предоставил эпизодическую роль, первым ­ главную, основную и сюжетную. Любовь, оставив королей и министров, вступила в жизнь частных лиц. <…> Он создал единый роман с двумя интригами, чтобы спасти этим историческое правдоподобие» (Б.Г. Реизов)

Сам писатель свою цель видел в том, чтобы развить у современников интерес к своему прошлому, в чем он находил определенную нравственную ценность. По словам Д.М. Урнова, подлинное новаторство Скотта заключалось в том, что он «создал более двух с половиной тысяч персонажей. Каждый из них определен в историческом времени и связан нитями человеческих взаимоотношений со своим непосредственным и далеким окружением». Английский романист впервые обратил внимание на то, что каждый человек ­ дитя своего времени.

Роль Скотта в развитии европейского романа была сразу отмечена писателями всех направлений прежде всего во Франции, где роман в начале XIX века был самым значительным жанром. О таланте Скотта писали В. Гюго, О. Бальзак, Ш. Сент-Бев, Ф. Стендаль, Ж. Жанен.

Прочитайте суждения о таланте английского романиста, которые принадлежат романтику В. Гюго и реалисту О. Бальзаку, и ответьте на вопрос, что общего увидели в творчестве Скотта писатель-романтик и писатель-реалист?

В. ГЮГО «О Вальтере Скотте. По поводу "Квентина Дорварда"»:

«Что является задачей романиста? Высказать в занимательном повествовании некую полезную истину. <…> Следует признать, что до Вальтера Скотта романисты шли обычно двумя противоположными творческими путями, притом порочными. Одни придавали своим творениям форму повествования, разделенного на главы совершенно произвольно. <…> Другие развивали сюжет в ряде писем, якобы написанных действующими лицами.

И вот предположим, что этот чисто повествовательный роман некий творческий ум заменяет …романом, который делится на какие-то части лишь потому, что возникают и должны получить развитие различные эпизоды, который, наконец, представляет собой длинную драму, где костюмы и декорации заменены описаниями, где персонажи, так сказать, сами себя обрисовывают и, беспрестанно вступая друг с другом в разнообразные связи, воплощают в себе все формы, которые принимает единая идея произведения.

<…> Имея в своем распоряжении живописные, в известном смысле просто магические возможности драмы, вы можете оставить за сценой тысячи несущественных, ненужных подробностей. <…> И вы можете наслаждаться неожиданно возникающими для вас глубокими мыслями и образами, дающими уму и воображению больше, чем целые страницы, ибо эти мысли и чувства могут вспыхнуть в каком-нибудь полном движения эпизоде, но исключаются ровным течением рассказа».

«После живописного, но прозаического романа Вальтера Скотта предстоит создать еще другой роман, по нашему мнению, еще более прекрасный и совершенный. Именно этот роман, который должен быть живописным, но поэтическим, полным реализма, но вместе с тем идеальным, правдивым, но и возвышенным, как бы включит Вальтера Скотта в Гомера».

О. де БАЛЬЗАК «Предисловие к "Человеческой комедии"»:

«Но как сделать интересной драму с тремя-четырьмя тысячами действующих лиц, которую являет собой любое общество? Как одновременно понравиться поэту, философу и массам, которые требуют поэзии и философии в захватывающих образах? Если я понимал значительность и поэзию человеческого сердца, то не представлял себе способов воспроизвести ее: ведь вплоть до настоящего времени самые знаменитые рассказчики употребляли свое дарование на создание одного или двух типических лиц, на изображение какой-нибудь одной стороны жизни. Именно с такими мыслями читал я произведения Вальтера Скотта.

«Вальтер Скотт, этот современный трувер, придал гигантский размах тому жанру повествования, которое несправедливо считается второстепенным. В самом деле, разве не труднее вступить в соперничество с живыми эпохами… чем, правильно располагая факты, почти одинаковые у всех народов, истолковывать устаревшие законы, выдумывать теории, вводящие народы в заблуждение, или, подобно некоторым метафизикам, объяснять то, что есть? Существование такого рода персонажей почти всегда становится более длительным, более несомненным, чем существование поколений, среди которых они рождены; однако живут они только в том случае, если являются полным отображением своего времени. Они зачаты в утробе определенного века, но под их оболочкой бьется человеческое сердце и часто таится целая философия, Вальтер Скотт возвысил роман до степени философии истории. <…> Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание; он включил туда и невероятное и истинное, эти элементы эпоса, и подкрепил поэзию непринужденностью самых простых разговоров».

2. Перечитайте предисловие к роману В. Скотта «Айвенго», которое является своеобразным литературным манифестом, и расскажите об основных особенностях метода писателя.

3. Роман Мериме «1572. Хроника времен Карла IХ» ­ произведение, принципиально важное не только для понимания творчества Мериме (эволюции мировоззрения, эстетики, поэтики). Это произведение помогает уяснить, как происходило становление и развитие жанра исторического романа, формировавшегося в полемике с историческим романом В. Скотта и романтическим творчеством Ф.Р. де Шатобриана («Мученики»), А. де Виньи («Сен-Мар»).

Прочитайте предисловие к роману «1572. Хроника времен Карла IХ», а также «Диалог между читателем и автором» в главе восьмой и ответьте на вопросы: какими творческими принципами руководствуется Мериме, реконструируя историю, далекое прошлое; почему в структуре романа на первом плане оказываются братья Мержи («Я буду рассказывать о своем друге Мержи»), хотя в романе есть и реальные исторические выдающиеся личности ­ Карл IХ, адмирал Колиньи? В чем Мериме полемизирует со Скоттом?

4. Докажите, что Жорж де Мержи ­ во многом авторский герой, то есть литературный герой, который в значительной мере представляет идейный мир автора.

Кто еще из героев романа является, на ваш взгляд, носителем авторской идеи, и какую именно авторскую идею он проводит в романе? Аргументируйте свой ответ.

Рекомендуемая литература

Тексты

Мериме П. 1572. Хроника времен Карла IХ. (Любое издание)

Научная литература

Луков В.А. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Н.П. Михальской. ­ М., 1991. ­ С. 97­105.

Виппер Ю.Б. Проспер Мериме // История всемирной литературы. ­ Т. 7. ­ М., 1989.

Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. ­ М., 1977.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: