Гипотеза исследования

1) Учитель: Какие вопросы у вас возникли при работе со сказками? Какие проблемы вас заинтересовали?

Лиза К.: Сказки похожи и непохожи...

Илья Б.: Почему появились разные варианты сказок?

Иван Ш.: Какая сказка самая древняя?

Марина К.: Каково предназначение разных вариантов сказки?

Влад Е.: Это одна сказка, написанная по-разному, или три разные с одина­ковыми героями и персонажами? И др.

2) Гипотеза урока:

Учитель:При решении какой проблемы мы получаем ответ на все вопросы?

Ученики: Почему появились разные варианты сказок?

Учитель записывает гипотезу на доске.

3. Совместное планирование деятельности.

Как будем действовать? Пути исследования.

Учитель: Что вы предлагаете сделать? По каким направлениям будем сравнивать варианты сказок? (составление технологической карты). При ответах детей на доске появляются карточки основных моментов обсуж­дения: тема, волшебное про­странство, сюжетная линия, идея, заголо­вок, герои, композиция.

Учитель: Ребята, с чего удобнее начать обсуждение сказок?

Учащиеся обсуждают план дальнейшей работы, при этом учитель расставляет карточки по предлагаемому детьми порядку.

n тема

Варвара Т.: Тема во всех сказках одинакова.

n заголовок

Лиза К.: Во всех сказках - заголовок - тема.

n сюжетная линия, композиция произведе­ния;

Работа ведется в группах на больших листах бумаги, заранее разделенных на три части с указанием номера варианта сказки. Затем листы крепятся к доске, дети сравнивают свои работы.

Выяснив, что все группы одинаково построили сюжетные линии, обсуждают композицию произведения.

Илья Б.: 1 и 3 варианты имеют одинаковый сюжет и последователь­ную композицию, а во 2 варианте – сюжет повторяется.

Света С.: Еще во второй сказке добавляются герои.

Оля Ф. Не герои, а персонажи.

Миша А.: Я вспомнил название композиции сказки 2 варианта – кумулятивная.

Учитель: Молодцы! Переходим к построению волшебного пространства.

n построение волшебного пространства: текстовая информация пе­реводится в изобразительную; учащиеся в группах моделируют данное пространство. Затем ученики проверяют свою работу с доски. На доске предложено волшебное про­странство, составленное с некоторыми ошибками)

Верхний мир курочка ряба
Средний мир Дед и баба
Граница Яйцо
нижний мир Мышь

Андрей К.: Наша группа нашла ошибку. Мы считаем, что курочка ряба должна быть на «границе» среднего и нижнего миров.

Света С.: У нас волшебное пространство составлено также как на доске. Мы думаем курочка - это птица, птицы всегда являются представителями верхнего мира.

Андрей К.: Мы не согласны. Ведь курочка здесь является еще и «дарителем», а это значит, что она, как и баба Яга, должна находится на границе и охранять ее.

Вывод: Волшебные пространства во всех вариантах сказок одина­ковы, только во 2 варианте появляются дополнительные персонажи, в связи с особенностями композиции.

n работа с героями, определение функций;

иной (верхний) мир  
наш (средний) мир Дед и баба Герой- Страдалец
Граница Курочка ряба Даритель Яйцо Волшебный предмет
иной (нижний) мир Мышка Злодей

Учитель: Кто из героев или предметов требует более детального, тщательного изучения? Кто или что, на ваш взгляд, хранит скрытую информацию?

Степан С.: Мышка, так как она представитель иного мира - «злодей». Я люблю все страшное. Давайте поговорим о ней.

Оля Ф.: Я против, про мышь все и так понятно: разбила золотое волшебное яйцо, потому что сама из волшебного мира. Бабка с дедкой все равно бы не сумели этого сделать. А вот само яйцо. По чему оно то простое, то золотое. Какой смысл?

Учитель: Действительно, что может обозначать яйцо? Какой скрытый смысл заложен в яйце золотом или простом?

Рядом с яйцом прикрепляется кар­точка с изображением лупы

Анна Щ.: На уроке «Мы и окружающий мир» выяснили, что яйцо- это клетка, начало жизни.

Алена Е.: Оно круглое как наша планета.

Миша А.: Из него может появиться цыпленок.

Учитель: Вы все правы. Во многих мифах разных народов именно из яйца появляется вселенная: небо и Земля из двух половинок белка, а солнце из желтка. Яйцо - начало жизни, символ мира. Разбитое не людьми яйцо грозит бедами и несчасть­ями. Начинаются меняться границы привычного мира, разрушае­мого нижними силами. Золотое яйцо- это дар новой жизни, награда.

Учитель: А теперь соотнесите появление яйца (простого или золо­того) в сюжетных линиях всех трех сказок, сделайте выводы.

Идет работа в группах, ребята продолжают работу на больших листах

1 вариант 2 вариант 3 вариант
Завязка – золотое яйцо - «награда» Развязка - простое яйцо – «наказание» Завязка – волшебное (костяно, мудрено) яйцо- «награда» Развязка - нет яйца - «наказание» Завязка - волшебное золотое яйцо – «награда» Развязка – золотое яйцо – «награда»

Алена Е.: Завязка везде – награда.

Влад Е.: 1 и 2 варианты имеют развязку - наказание, 3 вариант - на­града. И что это обозначает?

Андрей К.: Получается, что в третьей сказке бабка с дедкой будут жить долго и не умрут.

Лиза К.: Да, станут молодыми.

Учитель: Ребята вспомните, кто был автором обработчиком сказок?

Андрей Д.: 1 и 3 варианты обработаны од­ним человеком А.Толстым. Учитель: Как же так? Автор - обработчик один, сюжет один, а раз­вязки разные. Почему?

Марина К.Разное настроение.

Илья Б.: Первую сказку писал, когда был молодой, а вторую, когда постарел.

Андрей К.:Разная жизненная ситуация.

n Идея ( Соотнесение идеи и гипотезы урока)

Решение гипотезы

Учитель: Почему появилось такое большое количество разных вариантов сказок?

Марина К.: В каждом варианте сказки автор (народ) или обработчик показы­вает свое миропонимание.

Варвара Т.: В каждом варианте сказки раскрывается своя жизненная ситуация.

Юлия К.: 2 вариант сказки нужен для того, чтобы усыпить малыша.

Таня Б.: И еще, чтобы лучше запомнил сказку.

III. Заключительный этап урока.

Работа с эпиграфом (переосмысление).

Учитель: Прочитайте эпиграф. Сумели ли мы сегодня по-другому взглянуть на мир? Для чего нам надо открывать мир заново?

Илья Б.: Я эти сказки знаю давно и не даже не представлял, что столько много инте­ресного закодировано в них.

Андрей Д.: Наверно, можно сочинить и другие сказки по этому сю­жету.

Марина К.: Мне было на уроке интересно.

Лиза К.: Надо быть ко всему очень внимательным, чтобы в знакомом не пропустить что-то интересное и неизвестное.

IV. Задание на дом.

Учитель: Чем бы хотели заняться дома?

Учащиеся сами придумывают себе задание: составление докучных сказок по данному сюжету, написание литературных ска­зок по сюжету «Курочка ряба», рисунки, составление диафиль­мов...

Учитель: Спасибо за урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: