Физиология высшей нервной деятельности

Аналитико-снтетическая деятельность.

Интеграционная функция.

Анализ - способнсть выелять наиболее значимые детали.

Синтез - формирование ответной реакции.

Нампервой стадии происходит первичный синтез - стадия генерализации.

Второй этап - дифференцировка. Выделяется наиболее значимый.

Третий этап. Рефлекс возникает на конретную форму раздражителя.

Элементы анализа у животных могут быть вызваны выше, чем у человека. Собака различает звуки, отличающиеся 1\8 тона. Орлиный глаз способен различать добычу на расстоянии 2 км. Более сложная форма анализма и синтеза у человека развиты значительно больше. Человеческий глаз замечает значительно больше деталей, чем глаз орла. Аналитико-синтетическая деяетльность проявляется в формировании динамических стериотипов.
Это последовательная система условных рефлексов, выработанная на определенную последовательность усвловных сигналов.

На определенную последовательность раздражителей формируется система ответных реакций. Такая совокупность условных рефлексов получила назавание динамического стериотипа.

После формированя такой системы можно заменить систему услоных сигналов, но в той же последовательности. Это говорит о том, что организм при выработке условных рефлексов подготавливается к осуществлению следующий реакций. Трата нервной энрегии будет значительно меньше, если эти реакции происходят системно. Для человека таким динамическим стериотипом является режим дня.

Переходы от одного стереотипа к другому накладывают определенную напряженность.

Приспосабливаемость к динамическому стериотипу зависит от того, как он тренируется.

Классификация типов высшей нервной деятельности.

Это совокупность основыных свойств высших отделов ЦНС (сила, подвижность, уравновешенность), которые характеризуют врожденные и интегральные особенности высшей нервной деятельности животного и человека.

Сила нервных процессов определяется уровнем работоспособность нервных клеток и выраженностью физиологических сдвигов в организме в момент возбуждения или торможения.

Уровновешенность - соотношение возбуждения и торможения в биологических реакциях.

Подвижност - скорость возникновения и быстрота перехода возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств легла в основу классификации типов.

1. Сильный, уравновешенный, подвижный. Он характеризуется сильными процессами возбужедния и торможения. Они уравновешены между собой и обладают высокой подвижностью.

Это обеспечивает высокую скорость выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, которые легко переделываются из одного в другой. Животные этого типа легко реагируют на условные сигналы и быструю смену, легко справляются с переделкой стереотипа. Они активны, общительны и легко поддаются дрессировке.

2. Сильный, уравновешанный, инертный. Для этого типа характерны сильные прцессы возбуждения и торможения. Они уравновешаны, но протекают медленно. Условные рефлексы вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанные услвные рефлексы и стереотипы стойкие. Их переделка сопровождается сильным эмоциональным напряжением.

3. Сильный. Неуровновешнанный, безудержный. Сильные процессы возбуждения и торможения, но возбуждение преобладает над торможением. У таких животных легче вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно отрицательные. Животные отличаются суетливостью, низким порогом ориентировочно-исследовательской реакции. Агрессивны, трудно поддаются дрессировке, часто возникает экспериментальный невроз.

4. Слабый. Он отилчается слабостью процессов торможения и возбуждения. Очень трудно вырабатываются как положительные,так и отрицательные услвоные рефлексы, выработанные условные рефлексы неустойчивы. Под действием раздражителей внешней среды положительные условные рефлексы возбуждаются, а отрицательные растормаживаются. Переделка значений услвоного рефлекса очень затруднена. По характеру животные трусливые. У них часто возникают экспериментальыне неврозы.

До Павлова были сделаны попытки дать харатеристику психической деятельности человека. Динамическая характеристика психики чекловека, которая включает в себя эмоциональсть и активность получила название темпераметра.

Эмоциональность характеризует подвижность, силу чувств и настроение человека.

Общая активность проявляется во взаимодействии челвоека со средой и другими людьми. С точки зрения темпа, ритма, интенсивности, выносливости, пластичности. Эти характеристики психики легли в основу характеристику по Гипократу: сонгвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сонгвиники: подвижные, разнообразная, богатая мимика, легко переживающие неудачи, стремящиеся к смене впечатлений. Соответствует первому типу высшей нервной деятельности.

Флегматик: медлительные, трдуно перекулючаются с одного типа деятельности нга другой. Ему трудно прянть решение, но отличается глубиной чувств.

Холерик. Импульсивны, вспыльчивы, стремительны в поступках, подвержены резкой смене настроений, страстны. Может хорошо выступать на первом этаме какого-то мероприятия.

Меланхолик. Сдержаны, склонны к глубоким переживаниям, застенчивы, любят больше одиночество, безмолвие и самосозерцание. Меланхолик избегает быть в обществе. Он очень тонко реагирует на все внешние раздражители.

Классификация по Айзенку.

Степень общительности и открытости, которая выражается в экстраверсии или интраверсии и особенностью эмоциональных процессов. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость.

ЭКстраверты. Характерна тяга к новым впечатлениям, к рискованным формам поведения, повышенная двигательная, речевая активность, общительность и преобладание радостного настроения. Для интравертов хаарактерна заторможенность движений и речи, преобладание негативного настроения, замкнутость и слабая тяга к новым впечатлеиям. Люди с эмоциональной устойчивостью отлиаются постоянством настроения, они уверены в себе, у них высокая эмоцианальная резистентность. Люди с нейротическим темпераметром характеризуются резкой сменой настроения, повышенной обидчивостью и раздражительностью.

Сонгвиник: экстравения и эмоциональная устойчивость

Флегматик: интраверсия с эмоциональной устойчивостью

Холерик: Экстраверсия и эмоциональя неустойчивость.

Меланхолик: интраверсия и эмоциоанльная неустойчивость.

Особенности слова как сигнала второй сигнальной системы.

Первая и вторая сигнальная система.

Первая синганальная система является общей, которая позволяет вырабатывать условные рефлексы на конкретные сигналы окружающей среды.

У человека кроме условных рефлексов на конкретные сигналы окружающая среда характеризуется сигналами на словестные раздражители. Условные рефлексы, выработанные на слово, представляют специфическую вторую сигнальную систему для человека. Условный рефлекс образуется на словесные сигналы. Павлов подчеркивает, что слово для человека отличается рядом особенностей. Первой особенностью словая является то, что оно является сигналом, ибо слово может заменить конкретный сигнал.

Слово является отвлеченным сингалом, который позволяет отвлекаться от конкретных предметов и явлений. Слово является обобщающим сигналом, потому что слово аккумулирует в себе наиболее существенные признаки, которые оно обозначает. Благодаря этому человек может абстрагироваться от конкретной действительности. В словах человек может выразить понятия, которые не доступны нам в конкретных восприятиях.

Слово является социально детерменированным сигналом, потому что оно вырабатывается только, если он находится в общении с себеподобными. В отсутсвтии этого общения слово не формируется. Для человека слово представляет собой смысловой сигнал. Человек воспринимает смысловое значение слова, ибо у человека возникают одинаковые реации на синонимы слова. Для живтоных слово является сочетанием звуков.

Физиологические законы, лежащие в основе деятельности 2 системы такие же, как и для первой сигнальной системы. Первая и вторая сингальная система связаны. Процесс из одной может переходить в другую. Взаимодействие первой и второй сигнальной систем у человека приводит к развитию речи.

Речь являетяс основой для воторой сигнальной системы. Ее можно определить как форму общения между людьми и основа абстрактного мышления. Речь и язык возникли в процессе трдового общения людей.

На ранних этапах речь состояла из возгласа, которые были включены в систему совместных действий. Такую речь называют жестовой речью. Она используется и у современного человека, но возгласы и жесты бывают понятны только определенной группе людей. В процессе эволюции стали возникать слвоа, которые обозначают признаки предметов, затем сами предметы. После этого возникают абстрактные понятия.

Выделяют импрессивную и экспрессивную речь. Под импрессивной речью понимается процесс понимания речи. Он вкючает в себя понимание устной и письменной речи. При этом импрессивная речь возникает в 3 этапа. Первый этап - первичное восприятие речевого сообщения. Второй этап - анализ звукового или буквенного состава речи. На третьем этапе происходит соотненсение сообщения с категорией прошлего опыта, которые хранятся в памяти.

Экспрессивная речь - процесс выссказывания в форме устной речи или письма. При этом экспрессивная речь проходит 3 этапа.

Первый этап - попытка сформировать мысль.

Второй этап. Человек старается облечь мысль в определенные слова.

Тертий этап - формирование модели фразы или письма.

Далее начинается воспроизведени речи.


Речь отностинся к балистическим движениям. Человеку бывает сложного вести коррекцию, когда человек говорит. Здесь могут возникать расхождения между выссказыванием и моделью.

Это строится на основе сигнала обратной связи. Чтобы осущестлялась функция речи необходима слаженная работа двух центров. Это центр Вернихе. Находится в ассоциативной зоне между теменной, височной и затылочной долях. Это центр понимания речи. Он тесно связан со слуховым и зрительным анализатором. Центр понимания речи связан с ддигательных центром речи. Информация из центра понимания передается к мышцам. Нарушений функций этих цетров приводит к нарушению речи.

Афозия - корковые нарушения речи. Больной не понимает свой речи и не может понять речи других людей.

Моторная афазия Брока. Сохраняется понимание, но утрачивает способность воспроисзводить речь.

Глобальная афазия.

Дизартрия - нарушение речи, связанное с правильным воспроизведением звуков.

На основе функции речи возникает человеческое мышение. Оно характеризуется отвлеченным и обобщенным отражением действительности. Оно неразрывно связано с чувственнм познанием. Мышление человека невозможно без слов. Но мысль человека не может быть сведена к слову, ибо она значительно богаче слова. Это связано с тем, что мысль человека может быть в форме образного отражения.

Человеческое мышление невозможно без материального субстрата мозга. Мысль не является материальной. Она представляет собой идеальный процесс.

В процессе взаимодействия с окружающей средой возникают 2 формы отражения. Это конкретно-чувственная и абстрактно-обобщенная. Конкретно чувственное возникает в форме ощущения, восприятия, представления и воображения.

Наиболее простой формой является ощущение. Это субъективной отражение отдельных свойств и явлений, которые действуют на органы чувств. Основной характеристикой ощущения является его модальность. Какие свойства движущейся материи отражаются в ощущении. По модальности они могут быть оптическими, акустическими, механическими и т.д.

По качественным характеристикам каждая модальность может быть различной.

Ощущения лежат в основе более сложных чувственных форм.

Восприятие - отражени предмета в целом, как отражение всех его свойств. Восприятие возникает на основе аналитико-синтетической деятельности, когда возбуждение разных рецепторов объединяется и создает единый образ, причем восприятие тесно связано с процессами памяти. Представление - это конкретно-чувственный образ, который может возникать без воздействия данного предмета на наши органы чувств. Эта форма лежит в основе творческой деятельности.

Воображение - психический процесс создания человеком новых обарзов на основе имеющихся у него путем их преобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: