Меры по защите отечественных производителей в рамках реализации государственных закупок

Особенности заключекния госзакупок в Японии.

Формально дискриминация иностранных поставщиков отсутствует, однако ввиду сильного промышленного лобби государственные заказы получают национальные компании. В последние годы доля контрактов, заключенных иностранными компаниями в результате победы на тендерах, не превышала 3%. Большую часть указанных компаний составляли субъекты хозяйствования из США.

Меры по защите отечественных производителей в рамках реализации государственных закупок.

С 1 января 1996 года в Японии действует новое Соглашение о госзакупках (далее – Соглашение), принятое в рамках ВТО. Данное соглашение распространяется также на услуги и так называемые «нецентральные правительственные субъекты» (sub-central government entities). Данные субъекты включают префектурные (региональные) правительства Японии, крупнейшие города и уполномоченные муниципалитеты, а также ряд полуправительственных агентств, корпораций, компаний и органов.

В соответствии с Соглашением, в отношении всех товаров и услуг, приобретаемых у иностранных поставщиков в рамках системы госзакупок, применяется режим, во-первых, не менее благоприятный, чем для местных товаров, услуг или поставщиков, во-вторых, не менее благоприятный, чем для товаров, услуг или поставщиков из других стран. Более того, в процессе осуществления госзакупок запрещается дискриминация зарегистрированных в Японии компаний по признаку доли иностранного капитала в их уставном фонде, либо в связи с тем, что поставляемые ими товары были произведены за рубежом. Таким образом, исключается приоритет национальным производителям. Одновременно следует учитывать, что в Японии существует сильное промышленное лобби, благодаря которому заказы получают в основном японские компании. Более того, широко распространена практика формирования той или иной государственной программы под конкретные японские компании, имеющие тесные связи в политических кругах, курирующих вопросы выделения соответствующих бюджетных средств.

В последние годы доля контрактов, заключенных иностранными компаниями в результате победы на тендерах, не превышала 3 процента. Большую часть указанных компаний составляли субъекты хозяйствования из США. Традиционно иностранные компании имеют наибольшие шансы выиграть тендеры на поставку в Японию минеральной продукции и авиатехники.

При закупке товаров для государственных нужд посредством импортных операций используется общий порядок таможенного оформления.

1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Система государственных закупок представляет собой крупный рынок сбыта товаров и услуг отечественного и зарубежного производства. Их объем составляет значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза их величина равна 15% ВВП, а их ежегодная общая контрактная стоимость превышает 750 млрд. долл. США.

ГЗ предполагают не только покупку товаров, но и целого ряда услуг. Например, Директивы ЕС предусматривают 16 категорий услуг, подпадающих под соответствующие правила и процедуры, в частности, к ним относятся услуги по транспортировке, менеджменту и аудиту, инжиниринговые и организационные услуги.

ГЗ выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на стимулирование экономического роста страны. Они финансируются из средств государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечивать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать модернизации инфраструктуры, организации новой информационной технологии. Однако неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.

ГЗ узаконены в правовых системах США, крупнейших стран Западной Европы, Японии. Правовые нормы в большинстве стран предусматривают 8 преимущественную покупку товаров национального производства, если сделка финансируется государством или проводится государственными организациями.

Во время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15.04.1994 22 государства подписали соглашение по государственным закупкам (Agreement on Government Procurement), которое вступило в силу 01.01.1996. На сегодняшний день участниками этого соглашения помимо 25 стран-членов Евросоюза уже стали США, Канада, Япония, Южная Корея, китайский Гонконг, Сингапур, Израиль, Норвегия, Швейцария, Исландия, Нидерланды и Лихтенштейн. В этот период (1995 г.) возникла Всемирная торговая организация (ВТО), ставшая преемником действовавшего с 1947 г. Секретариата Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В ВТО входит 151 страна мира. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение, установлены сфера деятельности ВТО, ее структура, функции и взаимоотношения как внутри организации, так и за ее пределами. К этому соглашению имеются 4 приложения, содержащие многосторонние соглашения по торговле товарами (приложение 1А), генеральное соглашение по торговле услугами (приложение 1В), соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (приложение 1С), договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (приложение 2), механизм обзора торговой политики (приложение 3), необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения (приложение 4).

Основные принципы приложения 4 соглашения ВТО состоят в том, что ГЗ должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и отсутствии дискриминации. Это означает, что в отношении государственных закупок страны-участницы соглашения обязаны предоставлять поставщикам любой другой страны-участницы режим «не менее благоприятный», чем для отечественных поставщиков.

Указанное соглашение делает рынок ГЗ более открытым. Однако данный рынок становится доступным лишь для стран, участвующих в этом соглашении. Например, в Швейцарии в федеральном законе «О государственных закупках» прописано, что к участию в тендере допускаются иностранные граждане стран, подписавшие соответствующий договор ГАТТ, если эти страны гарантируют взаимность по отношению к Швейцарии, или граждане тех стран, в которых швейцарские участники тендеров пользуются такими же правами.

Еще раз особо отметим, что соглашение ВТО о ГЗ не является обязательным для всех членов ВТО, поэтому число его участников на сегодняшний день не превышает 40 (из которых 25 – члены Евросоюза). Еще одним важным моментом данного соглашения является то, что оно не распространяется на такие отрасли, как оборона и телекоммуникация, являющиеся стратегическими для любого государства. Кроме того, страны-участники вправе сами выбирать отрасли, в которых допускается участие иностранных компаний в государственных закупках. Многие страны исключили из этого списка такие жизнеобеспечивающие отрасли, как энергетика, водоснабжение и транспорт. Таким образом, даже ВТО не слишком сильно ограничивает возможности национальных правительств защищать интересы местных производителей на рынке ГЗ. Тем самым ВТО, жестко регулируя отношения на открытых (традиционных) рынках товаров и услуг, оставляет большой простор в регулировании отношений на таких закрытых (специфических) рынках, как рынок государственных закупок.

Другое направление защиты отечественного производителя связано с развитием системы регламентирования государственных закупок. Во-первых, это официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров. Во-вторых, негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.

Участие импортных товаров в тендерах, проводимых в отношении государственных заказов, связано с преодолением двух барьеров. Первый барьер связан с пересечением товара государственной границы и его легализацией на территории страны-импортера. Проникновению товаров зарубежного производства на территорию страны могут помешать валютно-таможенное регулирование, антидемпинговая политика, требования государственных стандартов качества, квотирование. Так, например, рынки развитых стран хорошо защищены техническими барьерами спецификаций, что исключает возможность равнозначного участия в торгах всех стран-участниц соглашения. Целым рядом европейских институтов – европейским Комитетом по стандартизации (CEN), европейским Электротехническим комитетом нормализации (Cenelec), Европейскими Нормами (EN), Европейским Институтом телекоммуникационных стандартов (ETS) – устанавливаются нормы и технические предписания, предъявляемые к поставляемой продукции. Очевидно, что продукция развивающихся стран, поставщики которых пожелают принять участие в проводимых государствами ЕС торгах, должна соответствовать этим требованиям, которые вряд ли возможно удовлетворить без соответствующего развития технологий.

Преодолев первый барьер, импортные товары сталкиваются с институциональными ограничениями их участия в ГЗ, устанавливаемыми национальным законодательством. Это может быть связано с процедурой проведения закупок. Например, в Швейцарии предусматриваются следующие процедуры закупок:

1. публичные или открытые тендерные процедуры, предусматривающие свободный доступ всех желающих к торгам;

2. селективные, или ограниченные, процедуры, когда все заинтересованные поставщики могут представить свои предложения, однако к участию в торгах будет допущено ограниченное (отобранное) число поставщиков;

3. прямое заключение контракта, возможно только в специально оговоренных случаях в рамках Соглашения о Правительственном Прокьюременте в Рамках ВТО (WTO GPA);

4. процедура приглашения, предусматривающая прямое приглашение участников (не менее 3) без публикации объявления о тендере.

В целом, анализ действующего законодательства развитых стран мира, регулирующих отношения внешней торговли и организацию государственных 11 закупок, показывает, что допуск компаний-нерезидентов и товаров иностранного производства в систему государственных закупок определяются характером сложившихся межгосударственных экономико-политических отношений.

Общей интернациональной чертой моделей организации ГЗ является стремление государства не выпускать выделяемые на госзаказы финансовые ресурсы за пределы страны или, по крайней мере, часть из них перечислять компаниям-нерезидентам, представляющим экономических и политических союзников, чтобы локализовать денежные средства в дружественных странах.

Опыт показывает, что указанная цель может быть достигнута весьма разнообразными способами. На примерах ряда государств рассмотрим инстр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: