Проблема мотивации в когнитивной психологии

Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive —познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение.

Одна из наиболее известных теорий этого направления — теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, которая как бы замыкает мотивацию в рамках когнитивных процессов. Согласно этой теории, несоответствие двух знаний, используемых субъектом, побуждает его ликвидировать диссонанс, т. е. порождает мотивацию. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта, она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру

Сущность теорий когнитивного диссонанса прозрачна: наличие противоречий между знаниями, которые воспринимаются субъектом, приводит к возникновению у него мотивационного состояния, вызывающего активность, направленную на ликвидацию этого противоречия. Это связано с тем, что, по мнению представителей когнитивной психологии, людям присуще стремление избегать состояния сомнения и достигать состояния знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: