Вопрос №46. Анализ величины доли приобритаемого пакета акций и оценка ее влияния стоимость пакета

Конечно, универсальным общим практическим применением оценки бизнеса было и остается обоснование разумных цен при купле—продаже крупных пакетов акций {долей) в компаниях, когда и их продавец, и покупатель имеют доступ к внутренней информации фирмы, на основе которой можно использовать методы оценки бизнеса. При этом покупатель обычно требует такого доступа в качестве условия готовности сразу приобрести крупный пакет акций и тем самым единовременно выплатить значительную сумму денег заинтересованному в этом продавцу. Ведь большинство подобных сделок происходит не на биржевом фондовом рынке, а на так называемом «уличном», внебиржевом рынке.

Точно так же, как при подготовке сделок по купле-продаже пакетов акций (паев) в компаниях, оценку бизнеса покупатели используют для определения максимально приемлемой или обоснованной цены за весь предлагаемый к продаже имущественный комплекс компании или за ту его часть, которая специализирована на выпуске и сбыте одной конкретной продукции (для многономенклатурной фирмы). Продавцы имущественных комплексов точно так же с использованием методов оценки бизнеса планируют для себя максимально возможную либо обоснованную цену. Затраты на указанное и для покупателя, и для продавца входят в издержки трансакций по подготовке сделок купли—продажи.

В принципе, подобный подход требуется и для подготовки сделок по сдаче имущественного комплекса в аренду (при этом только дополнительно учитывается, на какой срок и на каких условиях он арендуется), а также при обосновании величины платежей типа роялти по лицензионным соглашениям на право использования защищенных патентами либо коммерческим секретом технологий, товарных знаков (характерно, в том числе, для франчайзинга) и пр.

В дополнение к отмеченному выше заметим, что доступа к внутренней информации предприятия, необходимой для использования тех или иных методов оценки бизнеса, потенциальный покупатель крупного пакета акций (крупной доли в бизнесе, имущественного комплекса или прав на его эксплуатацию) всегда может потребовать от продавца, когда последний действительно заинтересован в выводе своего капитала из предприятия (для получения живых денег на нужды потребления, либо перевложения своего капитала в иной бизнес). Продавец в этом случае уже имеет такой доступ, поскольку он, как правило, представлен в менеджменте компании.

Во всех перечисленных выше ситуациях необходимость привлечения независимых оценщиков бизнеса диктуется в первую очередь не какими-либо формальными требованиями законодательства, а экономическим (финансовым) здравым смыслом, содержанием заключаемых сделок. Соответственно спрос на услуги оценщиков бизнеса обусловливается инициативой самих заинтересованных участников новых для экономики типов трансакций. Они понимают, что оценка бизнеса им нужна для того, чтобы определить для самих себя целесообразность и главные договорные параметры подготавливаемых сделок. И чем больше масштаб последних, тем больше заинтересованные в сделках стороны готовы платить за оценку. Причем стороны подготавливаемых трансакций могут нанимать оценщиков как по отдельности (каждый сам по себе), так и коллективно, за общий счет, распределяя между собой соответствующие расходы или возлагая их только на одну сторону трансакции (например, на заемщика, который заинтересован в кредите больше кредитора и предоставляет имущественный комплекс либо долю в бизнесе в качестве имущественного обеспечения кредита).

Ясно, что случаи, когда один оценщик выбирается по согласованию сторон трансакции, для них более выгодны, и спрос на услуги этих оценщиков будет выше. Однако тогда требуется, чтобы оценщик, которому бы доверяли обе стороны трансакции, должен быть особенно квалифицированным, иметь обладающую рыночной ценностью «торговую марку».

Отсюда, пожалуй, и вытекает сегодняшняя тенденция ужесточения требований к квалификации оценщиков бизнеса, к методологической и методической проработанности заключений по оценке бизнеса. В свою очередь это объясняет всплеск публикаций по оценке бизнеса, увеличение объема учебных программ для оценщиков бизнеса, не говоря уже о требованиях к их добросовестности и порядочности.

Важнейшим практическим применением оценки бизнеса, направленной на оценку рыночной стоимости закрытой компании, является обоснование для себя решений по приобретению крупных долей в данной компании инвесторами, которые планируют вкладывать свои средства на определенный срок, т.е. заранее намечают спустя этот срок перепродавать покупаемую долю.

Основной формой отдачи с инвестиций для них обычно служит прибыль от перепродажи пакета акций по цене, которая должна быть существенно большей, чем та цена, какую они считают возможным заплатить за этот пакет акций в настоящий момент. Исходя из этого, они прикидывают для себя следующие величины:

обоснованную максимально приемлемую цену Цпак=0, которую можно позволить себе заплатить за рассматриваемый пакет акций на текущий момент;

предполагаемый свой чистый дисконтированный доход (чистую текущую стоимость NPVинв) от инвестирования в фирму средств в размере Цпакt=0 на m лет, который, если не учитывать малозначимые для рассматриваемых инвесторов возможные дивиденды (они, вероятно, будут вообще настаивать на том, чтобы в интересах повышения стоимости предприятия его чистые прибыли реинвестировались в развитие бизнеса), рассчитывается как

NPVинв = - Цпакt=0 + Цпакt=m /(1+i) m

где t — ставка дисконта, адекватно отражающая риски бизнеса фирмы.

Обоснованные рыночные цены за бизнес на конкурентных рынках капитала (бизнесов) стремятся к максимально приемлемым вследствие информационной прозрачности таких рынков и большого числа потенциальных покупателей бизнеса. Конкурируя за покупку, они предлагают за привлекательный бизнес все большую цену, которая приближается к максимально приемлемой.

Если показатель NPVинв окажется больше нуля, то (при проверке достаточности показателей внутренней нормы рентабельности и срока окупаемости инвестиций в фирму) инвестор принимает положительное решение о вложении в компанию средств на период в т лет.

В свою очередь для определения показателей Цпакt=0 и Цпакt=m необходимо методами оценки бизнеса установить соответственно максимально приемлемую для покупателя цену Цt=0 за всю фирму на текущий момент и максимально возможную для получения от продажи этой фирмы цену Цt=m спустя т лет, чтобы можно было исчислить показатели согласно простым приводимым ниже формулам:

Цпакt=0 = Цt=0 * dпак

Цпакt=m = Цt=m * dпак

доля предполагаемого для покупки пакета обыкновенных акций в 100% обычных акций компании.

Частный случай описанного практического применения оценки бизнеса — ее использование для принятия решений о капиталовложениях венчурными инвесторами. Разница заключается лишь в том, что:

· объектом инвестирования для венчурных инвесторов выступают не уже существующие компании, а вновь учреждаемые, которые организуются с целью начать (venture — начинание) и завершить осуществление некоторого делового проекта (чаще всего основанного на новых технологиях) и привлечь для этого внешнее финансирование;

· в качестве показателя Цпакt=0 служит учредительский взнос, испрашиваемый от венчурного инвестора за долю dпак в уставном капитале молодой компании.

При этом если от венчурного инвестора требуется денежный взнос, а прочие соучредители такой молодой компании предполагают сделать в уставный капитал имущественный взнос (например, в виде нематериальных активов типа ноу-хау или патентных прав), то характерным является встречное требование венчурного инвестора прибегнуть к услугам независимого оценщика для оценки обоснованной рыночной стоимости вносимого имущества. Указанное требование вполне закономерно, так как венчурный инвестор не желает, чтобы его доля в уставном капитале была занижена из-за слишком высокой оценки рыночной стоимости неденежных взносов соучредителей фирмы, включая инициаторов соответствующего проекта.

Для венчурного инвестора критерием положительного решения о вложении средств в создаваемую для реализации инвестиционного проекта фирму является не то, чтобы был положительным чистый дисконтированный доход (NPV) самого этого проекта, у которого длительность полезной жизни составляет п лет, а то, чтобы положительным оказался чистый дисконтированный доход (NPVинв) проекта вложения средств венчурного инвестора в рассматриваемую молодую компанию на т лет, когда этот срок меньше срока полезной жизни проекта учреждаемой фирмы (т<п).

Кроме того, венчурный инвестор будет именно на основе показателя NPVинв, а не показателя NPV проверять достаточность показателей внутренней нормы рентабельности и срока окупаемости проекта вложения своих средств.

Следовательно, многое зависит от того, насколько все же большим для данного проекта фирмы окажется срок вложения средств данным венчурным инвестором и как быстро в проекте фирмы ожидается выход на достаточно серьезные положительные денежные потоки или достижение достаточного серьезного прироста стоимости имущественного комплекса молодой компании.

Контрольные вопросы для самопроверки

Назовите принципы оценки финансовых институтов, отражающие компоненты объекта.

Назовите принципы оценки финансовых институтов, основанные на представлениях владельца.

Назовите принципы оценки финансовых институтов, связанные с рыночной средой.

Перечислите и охарактеризуйте методы доходного подхода.

Перечислите и охарактеризуйте методы затратного подхода.

Перечислите и охарактеризуйте методы рыночного подхода.

Литература

Оценка бизнеса. Учебник для вузов. С.В.Валдайцев. Москва: ЮНИТИ, 2010.

Оценка бизнеса. Учебник 2-ое издание перераб. и доп. Под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой. М: Финансы и статистика, 2009.

Оценка бизнеса. Учебник для вузов. В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова. Питер: Книголюб, 2007

Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. – М.: Финансы и статистика, изд. второе, 2004.

Теоретические основы реструктуризации. А.Ф. Крюков. Учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т, 2009.

Панова Г.А. Анализ финансового состояния коммерческого банка. Финансы и статистика, 2007.

Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998 (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 №178-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 14.11.2002 №143-ФЗ, от 10.01.2003 №15-ФЗ, от 27.02.2003 №29-ФЗ, 22.08.2004 №122-ФЗ). 932.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: