Раскройте физиологические особенности фазы концентрации развития двигательного навыка на втором этапе обучения двигательным действиям

Процесс обучения двигательному навыку у человека начинается с побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (желание заниматься данным видом труда, преуспеть в нем и пр.).

При этом отмечаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения); 2) стадия концентрации; 3) стадия стабилизации и автоматизации.

Рассмотрим стадию концентрации:

На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В других зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения — дифференцировочным торможением. При формировании сложных двигательных программ концентрация возбуждения происходит в сложной системе различных корковых зон, заинтересованных в управлении движениями. Между ними устанавливается высокий уровень пространственной синхронизации электрической активности (синхронность и синфазность колебаний потенциалов), который отражает их функциональные взаимосвязи. На этой стадии двигательный навык уже сформирован. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижаются. Однако сформированный навык еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (вождение автомобиля в условиях интенсивного городского движения сразу после автодрома, появление внезапной опасности на дороге и т. д.).

Дайте определение термину «анаэробная выносливость», перечислите задачи развития анаэробной выносливости и критерии оценки, методы и средства развития. Укажите интенсивность и продолжительность нагрузки, интервалов отдых и число повторений при развитии анаэробной выносливости.

Анаэробная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Анаэробная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Методы и характерные показатели нагрузки (по Ляху, 1998): м. непрерывного упражнения (равномерный и переменный); м. интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой м. 1). Интервальный метод. а). Вид выносливости – силовая (анаэробная – аэробная). Число повторений – от 10 до 15 – 30 раз. Длительность – от 10 до 30 с. Интенсивность – от средней до субмаксимальной. Отдых неполный, 20 – 40 с. Средства – круговая тренировка: 20 – 30 с. – работа, 20 с – отдых. б). Вид выносливости – скоростная, основанная на анаэробно – гликолитическом механизме энергообеспечения. Число повторений –1-2 раза. Длительность – от 45 с до 2 мин. Интенсивность – субмаксимальная – 85-95 % от максимальной мощности. Отдых – не полный, 30-60 с. Средство – темповый бег 2 по 200 м. в). скоростная, основанная на анаэробно - аэробном механизме энергообеспечения. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2-10 мин. Интенсивность средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – не полный. Средство – бег 2 по 3 мин, минимум 1 мин. активного отдыха. 2). Повторный м. Вид выносливости - основанная на анаэробно – креатин фосфатном энергетическом источнике. Число повторений –3-5 раз. Длительность – от 8 до 45 с. Интенсивность – максимальная. Отдых – пассивный. Средство – бег 3 по 100 м., 4 по 60 м. 3). Игровой м. Вид выносливости – координационная. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2 - 10 мин. Интенсивность – средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – без пауз. Средство – игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Средства. Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения: 1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше­нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­пользуются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной. 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана­эробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, ин­тенсивность 85—90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной. Критерии оценки. 1. время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике ФВ в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: