труды Э. Фромма - "Психоанализ и религия", "Дзен-буддизм и психоанализ", "— посвящены анализу религии. Основополагающие принципы подхода к ее изучению были им сформулированы в книге "Психоанализ и религия". По сути, он начинает свой труд с того пункта, на котором остановился 3. Фрейд, а именно с аналогии между неврозом и религией. Он не принимает интерпретацию этого положения Фрейдом, рассматривавшим религию в качестве коллективного детского невроза человечества, и дает иную трактовку. "Мы должны, — пишет Э. Фромм, — интерпретировать невроз как индивидуализированную форму религии, более конкретно — как регрессию к примитивным формам религии, противоречащим официально признанным образцам религиозного мышления". В современном обществе, констатировал он, существуют различные формы примитивных религий и культов. Среди массовых и могущественных видов идолопоклонства он выделял поклонение насилию, успеху и т. д.
Основ полож псих Фрейда
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
|
|
· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
· эти влечения преимущественно бессознательны;
· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким какневроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).