Основоположник Всемирного скаутинга Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (БП). Родился 22 февраля 1857 г. в Лондоне (Великобритания). Он был шестым сыном и восьмым из
десяти детей священника Баден-Пауэлла, профессора Оксфордского университета. Отец БП умер, когда мальчику исполнилось только три года, в силу этого обстоятельства семья вынуждена была жить скромно.
БП получил начальное образование благодаря своей матери, позже посещал школу Роуз-хилл, после чего продолжил учебу в школе Чартерхауз, находившейся сначала в Лондоне, а потом в сельской местности в Сюррее. Возможность быть среди природы оказала большое влияние на его жизнь.
БП всегда был полон страстного желания приобрести новые навыки: неплохо играл на пианино и скрипке; как актер-любитель много раз выступал в роли клоуна. Во время учебы в Чартерхаузе он заинтересовался разнообразными занятиями на природе и всевозможными поделками из дерева. В лесных зарослях вокруг школы БП, случалось, скрывался от своих учителей. Здесь он ловил диких кроликов и жарил их на костре. Будучи осторожным, он не позволял дыму выдать его местонахождение.
Не теряя времени даром, вместе со своими братьями он всегда искал приключений. Однажды на каникулах они совершили шлюпочный поход вдоль южного берега Англии. В другой раз они исследовали р. Темзу, пройдя до ее верховья на каноэ.
Такие путешествия были необычными для молодого поколения тех лет. Навыки, которые БП приобрел в юношеские годы, оказались весьма полезными в его будущей жизни.
БП не получал отличных отметок в школе, о чем свидетельствуют табели об окончании учебного года. Например, в одном из его табелей записано: «Математика — почти ничего не делал во время занятий», в другом: «Французский — мог бы иметь лучшие успехи, однако ленился и часто спал на уроках». Тем не менее БП успешно сдал вступительные экзамены в военное училище и стал вторым по результатам среди нескольких сотен учащихся. После окончания учебного курса юноша получил назначение для прохождения службы в 13-й Гусарский полк, где впоследствии ему было присвоено звание полковника.
В 1876 г. БП был направлен в Индию как молодой офицер — специалист по военной разведке, картографии и маскировке. Значительные успехи позволили ему вскоре вести полевые занятия с молодым пополнением. Методы БП оказались нетрадиционными для того времени: при его непосредственном участии создавались небольшие группы солдат или патрули, действовавшие под руководством одного командира и имевшие отлаженную систему специальных поощрений тех, кто хорошо выполнял свою задачу. Для большей эффективности БП награждал своих подчиненных нашивками с традиционным для тех времен рисунком стрелки компаса. Сегодняшняя Всемирная скаутская эмблема очень похожа на этот знак.
Позже БП проходил службу на Балканах, в Южной Африке и на Мальте, после чего вновь вернулся в Африку, где участвовал в обороне Мейфкинга во время его 217-дневной осады в начале англо-бурской войны. Во время длительной осады был создан небольшой отряд юношей, находившихся в крепости. Эти юноши были наблюдателями, посыльными, иногда с опасностью для жизни выполняли различные поручения. Их инициатива, находчивость, удовольствие, с которым они выполняли задания, по всей видимости, вдохновили БП на размышления о воспитании подрастающего поколения.
После успешной обороны Мейфкинга БП стал национальным героем. Вернувшись на родину, он открыл для себя, что маленький учебник, написанный им для солдат, — «Помощь в разведке», — стал весьма популярным и широко использовался молодежными лидерами и учителями по всей стране в работе с детьми. Однажды к нему обратился основатель детского движения «Бригады мальчиков» Уильям Смит с просьбой разработать лучшую, чем существовавшие в то время, систему воспитания мальчиков в духе достойных и полезных граждан своей страны.






