Сравнительная характеристика типов рынка

Признак Совершенная конкуренция Монополистиче­ская конкурен­ция Олигополия Монополия
Тип продукта Однородный Дифференциро­ванный Однородный и дифференцированный Уникальный, не имеющий близких заменителей
Количество продавцов Настолько большое, что ни один из них не может повлиять на рыночные це­ны Большое количе­ство, каждый из которого имеет свой сегмент рын­ка Несколько крупных фирм Теоретически один, на практике определяется законом
Тип конку­ренции Ценовая, т.к. все продают одинаковый товар Неценовая (реклама, дополнительные услуги, кредит) Ценовая (ценовая война) и неценовая Наиболее характер­ным методом не це­новой конкуренции является PR
Барьеры для новых конку­рентов Отсутствуют Незначи­тельные, т.к. надо найти свою рыночную нишу Существен­ные, т.к. нужен зна­чительный капитал для создания конкурентоспособного бизнеса Экономические, юридические, административные
Примеры Рынок сель­хозпродуктов, биржевая тор­говля Рынки потреби­тельских товаров Рынки сырья, произ­водственной и быто­вой техники, автомо­билей Рынки коммуналь­ных услуг
  Виды монополий
Закрытая монополия - защищена от конкуренции юридически, т.к основана на решениях органов государственной власти, юридических документах о защите авторских прав и интеллектуальной собственности
Естественная монополия - экономически целесообразна, т.к. обеспечивает минимальные издержки в капиталоёмких отраслях.
Открытая монополия - существует временно, возникает в результате слияний и поглощений.
Особенности ценовой политики монополиста Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара
Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продаётся фирмой по её цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель
Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости о т объёма покупки
Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения групп покупателей, каждой из которых товар продаётся по своей цене
Последствия монополизации отраслевых рынков
1 Более высокий уровень цен, т.к. монополия не заинтересована снижать издержки
2 Сокращение объёма производства и реализации, отсутствие стимулов повышать качество товаров
3 Сдерживание развития научно-технического прогресса, освоения новых технологий, внедрения новой техники, модернизации производства
4 Лоббирование интересов монополиста в политических и государственных структурах, порождение коррупции и взяточничества
5 Проведение агрессивной внешнеэкономической политики, привлечение государства для поддержки своих интересов
Антимонопольная политика государства
Экономические меры
  • Поддержка малого и среднего бизнеса, защита конкуренции
  • Привлечение иностранных инвестиций, создание зон свободной торговли
  • Поощрение создания товаров-заменителей
  • Государственное финансирование НИОКР
Административные меры
  • Запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен
  • Запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением
  • Принудительная демонополизация
  • Установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности
Монопсония – это тип рынка, на котором один покупатель имеющий власть над поставщиками, устанавливающий более низкие цены, ограничивающий объём закупаемого товара (перерабатывающее предприятие для фермерских хозяйств, градообразующее предприятие как место работы для жителей населённого пункта)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: