| Признак
| Совершенная конкуренция
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| Монополия
|
| Тип
продукта
| Однородный
| Дифференцированный
| Однородный и
дифференцированный
| Уникальный, не имеющий близких заменителей
|
| Количество продавцов
| Настолько большое, что ни один из них не может повлиять на рыночные цены
| Большое количество, каждый из которого имеет свой сегмент рынка
| Несколько крупных фирм
| Теоретически один, на практике определяется законом
|
| Тип конкуренции
| Ценовая, т.к. все продают одинаковый товар
| Неценовая (реклама, дополнительные услуги, кредит)
| Ценовая (ценовая война) и неценовая
| Наиболее характерным методом не ценовой конкуренции является PR
|
| Барьеры для новых конкурентов
| Отсутствуют
| Незначительные, т.к. надо найти свою рыночную нишу
| Существенные, т.к. нужен значительный капитал для создания конкурентоспособного бизнеса
| Экономические, юридические, административные
|
| Примеры
| Рынок сельхозпродуктов, биржевая торговля
| Рынки потребительских товаров
| Рынки сырья, производственной и бытовой техники, автомобилей
| Рынки коммунальных услуг
|
|
Виды монополий
|
| Закрытая монополия - защищена от конкуренции юридически, т.к основана на решениях органов государственной власти, юридических документах о защите авторских прав и интеллектуальной собственности
|
| Естественная монополия - экономически целесообразна, т.к. обеспечивает минимальные издержки в капиталоёмких отраслях.
|
| Открытая монополия - существует временно, возникает в результате слияний и поглощений.
|
| Особенности ценовой политики монополиста
Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара
|
| Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продаётся фирмой по её цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель
|
| Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости о т объёма покупки
|
| Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения групп покупателей, каждой из которых товар продаётся по своей цене
|
| Последствия монополизации отраслевых рынков
|
| 1 Более высокий уровень цен, т.к. монополия не заинтересована снижать издержки
|
| 2 Сокращение объёма производства и реализации, отсутствие стимулов повышать качество товаров
|
| 3 Сдерживание развития научно-технического прогресса, освоения новых технологий, внедрения новой техники, модернизации производства
|
| 4 Лоббирование интересов монополиста в политических и государственных структурах, порождение коррупции и взяточничества
|
| 5 Проведение агрессивной внешнеэкономической политики, привлечение государства для поддержки своих интересов
|