Ю.Б. Гиппенрейтер: 3 класса неосознаваемых явлений (в других 4 или 5 классов):
1. неосознаваемые механизмы сознательных действий:
3 подкласса:
- неосознаваемые автоматизмы;
- неосознаваемые установки;
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
2. неосознаваемые побудители сознательных действий.
3. «надсознательные» процессы.
4. механизмы и процессы подпорогового восприятия.
5. структуры общественного бессознательного.
Неосознаваемые механизмы деятельности
1. Неосознаваемые автоматизмы
Действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» («механическая работа») (мигание, ходьба; игра на музыкальных инструментах)
2. Неосознаваемые установки
Д.Н. Узнадзе. Установка – это готовность субъекта действовать определенным образом.
3. Неосознаваемые сопровождения д-ти
Слушая музыку, человек в такт покачивает ногой, кивает головой. Орудуя ножницами, двигает челюстями. Т.е. непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные движения.
|
|
Неосознаваемые побудители деятельности: мотивы и смысловые установки
Хотя они и неосознаваемые, но имеют действенный характер. В качестве побудителей выступают влечения. По Фрейду, главное влечение – сексуальное (либидо).
К числу неосознаваемых побудителей относятся и смысловые установки. Они содержат информационный компонент (образ, взгляды), эмоционально-оценочный компонент, а также поведенческий.