Центральным комплексом структуры личности является направленность
Направленность личности – сложное мотивационное образование – совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, ориентирующих и направляющих деятельность личности.
Всегда социально обусловлена и сформирована в процессе воспитания.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Виды направленности:
1. по Мерлину: направленность может быть ориентирована:
– на себя;
– на других;
– на общество.
М.С. Неймарк [7] рассматривает на-
правленность как результат устойчивого
доминирования преобладающих мотивов
поведения. В соответствии с этим автором
выделены три вида направленности:
личная ----------------------- эгоистическая
коллективистическая -----коммуникативная
деловая.-----------------------деловая
В основе любой направленности лежит система мотивов
|
|
Мотив побуждает человека к действию для удовлетворения …
Потребность – переживаемое состояние нужды человека в чем-либо; то, что необходимо ему для поддержания его жизнедеятельности.
Виды потребности:
1. по происхождению:
· Первичные (базовые, естественные): еда, воздух. Ближе всего стоят к инстинктам. Необходимы для поддержания жизнедеятельности организма.
· Вторичные (квазипотребности, культурные): социальное происхождение, формируются в онтогенезе. То, без чего человек в сущность может обойтись, может выжить.
2. по направлению:
· Материальные – для удовлетворения необходимы материальные предметы (еда, жилище). Может быть первичной или вторичной.
· Духовные – познание окружающего мира, себя, потребность в творчестве.
· Социальные – в общении, труде, познании.
У каждого человека эти потребности выражаются в разной степени, т.е. имеет место внутренняя иерархия потребностной сферы.
3. по Симонову В.П.
· Витальные – потребности сохранения и развития.
· Социальные – потребность «для себя»
· Идеальные – и потребности «для других»
4. Пирамида иерархий потребностей по Маслоу.
7. Потребность в самоактуализации (реализация целей) |
6. Эстетические потребности (гармония, порядок) |
5. Познавательные потребности |
4. Потребность в уважении (почетании) |
3. Потребность в принадлежности (аффеляция) |
2. Потребности в безопасности (чувство защиты) |
1. Физиологические, органические потребности (голод, жажда) |
Количество людей, которые реализуют эти потребности находятся в такой же пропорции (как пирамида).
|
|
Потребности врожденные в онтогенезе актуализируются последовательно; без удовлетворения нижележащих невозможно удовлетворение вышележащих.
Мотив (франц. – побуждение) – опредмеченная потребность (Леонтьев А.Н.).
Мерлин:
Нужда (эмоц.компонент) осознание à потребность à предмет à мотив.
Классификация мотивов: