Понятие потребности. Потребность как состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым в чем-либо. Потребность как стимул деятельности по созданию и усвоению материальных и духовных ценностей. Классификация потребностей. Познавательные потребности, их характеристика. Специфика реализации потребностей в видах деятельности— материально-преобразующей, духовно-преобразующей, социально-преобразующей и самопреобразующей.
Уровни познавательных потребностей— потребность в освоении (потреблении) соответствующих ценностей (потребность пассивного характера) и потребность в духовном творчестве (потребность активного характера).
Формирование потребностей. Удовлетворение информационных потребностей как конечная точка "встречи вопросов и ответов" в процессе интеллектуальной деятельности личности.
Интерес как специфический мотив культурной, в частности, познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн), как конкретизированная потребность. Стадии развития интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес (Г.И. Щукина). Интерес как один из решающих стимулов приобретения знаний. Социальный характер информационно-познавательных интересов в интеллектуальной (познавательной) структуре личности.
Классификация информационно-познавательных интересов: по широте и многообразию; по их значению и роли; формированию умений и навыков; убеждений, мотивов деятельности; по сфере приложения; по степени удовлетворения интересов; по содержанию и направленности.
Методика формирования и удовлетворения информационно-познавательных потребностей и интересов. Системный подход к изучению интересов и интересов в получении разнообразной информации. Методы изучения информационно-познавательных потребностей, их интерпретация.
Особенности удовлетворения индивидуальных потребностей личности в разнообразных видах информации и получении знаний в условиях досуга. Система форм и методов удовлетворения индивидуальных потребностей: организация бюро справок, консультационных пунктов, общественных приемных и др. Их специализация для проведений консультаций и индивидуальных бесед. Справочно-библиографические службы и информационные центры.
Методика формирования активных устойчивых интересов и потребностей в приобретении научных знаний для понимания закономерностей и процессов социальной жизни.
Методика выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей:
- 1 этап: выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности).
Ведущие методы – внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия; преимущественные формы— обзоры, доклады, комментарии, вопросно-ответные формы.
- 2 этап: дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, её закрепление и углубление (стадия любознательности).
Дифференциация интересов в определенном направлении информационно-просветительской деятельности. Преобладающие методы воздействия – убеждения, одобрения, авторитет. Метод перспективных линий. Форма проявления интереса – пресс-конференции, дискуссии, информационные конференции, форумы, конкурсно-познавательные программы.
- 3 этап: закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельной творческой познавательной деятельности. Собственно познавательный интерес. Формы проявления – участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности – Советах, объединениях, ассоциациях и различных обществах.
Программы изучения информационно-познавательных потребностей и интересов: их вариативность, методика разработки.