Гадкий утенок

1) — Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребет лапками, как прямо держится! Нет, это мой соб­ственный сын! Да он вовсе и недурен, как посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной! Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да бере­гитесь кошек!

2) — Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, похо­рошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. — И она провела носиком по пе­рышкам утенка. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!

3) Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему:

—Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

А мать прибавляла:

—Глаза бы мои тебя не видали!

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня, такой я безобразный!» — подумал утенок и пустился наутек, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки.

Функция 5 — вскрытие подтекста высказывания. Вы уже зна­ете, что подтекст — это скрытый смысл высказывания, текста, произведения. Скрытый смысл невозможно вывести только из суммы значений слов, составляющих высказывание. Чтобы его постичь, необходимо учесть множество элементов: это и ситуа­ция, в которой произнесена фраза; и ее адресат (кому предназна­чена) и адресант (кто произносит); мотивы, породившие выска­зывание, т.е. коммуникативный аспект; это и контекст, в кото­рый входит высказывание, и все, что так или иначе ему предше­ствовало.

Не все высказывания обладают скрытым смыслом. Почувство­вать его наличие в предложении помогает именно интонация. Например, ирония основана на том, что говорящий подразумева­ет прямо противоположное по смыслу тому, что он произносит, подчеркивая это интонацией. Если слушающий не улавливает иро­нической интонации, приписывает высказыванию прямой смысл, то он попадает в комическую ситуацию.

Так, в рассказе В. Ю.Драгунского «Одна капля убивает лошадь» Дениска специально обрезает папины папиросы с той стороны, где набит табак, так как боится, что капля никотина убьет папу. Отец, увидев работу сына, обращается к гостям с репликой:

— Полюбуйтесь-ка, что сделал мой сообразительный сын!

Слово сообразительный употреблено в знамении, противопо­ложном прямому — бестолковый, — что и рождает иронию. В опи­санной в рассказе ситуации невозможно не понять скрытого смыс­ла высказывания папы.

Интонационно необходимо подчеркнуть слово или словосоче­тание, которое употребляется в переносном значении, привлечь к нему внимание слушателей, чтобы они смогли соотнести вы­сказывание с ситуацией и уловить в оценке скрытый смысл. Логиче­ское ударение в этой фразе сместится на слово сообразительный.

Не только ирония таит в себе скрытый смысл, иногда это си­туация тайны, в которую посвящены только некоторые из участ­ников сиены. Тогда, желая сообщить друг другу важную, но тай­ную информацию, они прибегают к высказываниям со скрытым смыслом, к эзопову языку, подчеркивая это особыми неречевы­ми средствами и интонацией. Вспомните разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, который слышит Гринев:

—Эхе, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе бог принес? Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород ле­тал, конопли клевал; шнырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»

—Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный раз­говор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гос­тях, черти на погосте.

—Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут- грибки, будет и кузов. А теперь (тут он опять мигнул) заткни топор за спину: лесничий ходит <...>

(А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Функция 6 — характеристика говорящего и ситуации обще­ния. У каждого человека есть своя интонационная манера речи. Мы узнаем человека не только по тембру голоса, но и по его манере произносить слова, предложения.

И.С.Тургенев так характеризует интонационную манеру База­рова («Отцы и дети»): «ленивый, но мужественный голос». Стрем­ление Аркадия выглядеть взрослым в отцовском доме отражается и на его интонации. Тургенев пишет: «Он без нужды растягивал свою речь...»

Охарактеризовать интонационную манеру человека словами очень трудно, поэтому в литературе писатели часто ограничиваются только отдельными замечаниями, указывая лишь на основ­ные ее особенности, позволяя читателю судить об этом еще и по синтаксису высказываний персонажей.

В жизни мы попадаем в разные ситуации общения: мы объяс­няем, советуем, приказываем, рассказываем, требуем, просим, убеждаем и т.д. Каждая речевая ситуация требует определенной интонации: так, интонация приказа, требования отличается от интонации просьбы; интонация рассказа, повествования — от интонации убеждения, совета и т.п. На практике мы легко разли­чаем эти ситуации и выбираем соответствующие им интонации. Одна и та же фраза будет произнесена по-разному в зависимости от ситуации общения.

Задание. Представьте, в каких ситуациях мог бы быть произнесен сле­дующий монолог, и прочитайте его, передав интонационно каждую си­туацию.

Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой... и есть хочу!

(В. Ю.Драгунский «Здоровая мысль»)

Вы убедились в том, что интонация зависит от конкретной коммуникативной ситуации и выражает речевое действие, рече­вой поступок говорящего.

Сформулируем законы интонации в речевом действии.

1.Интонация вариативна и определяется задачами коммуни­кации.

2.В интонации выражается речевой поступок.

3.Интонация является главным средством выражения речевой задачи.

4.Интонация рождается только в контексте.

5.Интонация адекватна не информации, а смыслу, подтексту и ситуации общения, поэтому понимающий ситуацию понимает и интонацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: