Билет №5

1. Разработка межгосударственного стандарта.

Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв

* Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации.

** Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [ 1 ].

*** В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация.

В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).

3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.

3.1.3 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии.

В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4).

При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.

ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударственного стандарта в случаях использования в качестве основы для его проекта национального стандарта, в том числе национального стандарта государства-участника Соглашения, если для этого не приемлемы правила, установленные в 3.2.8.

3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5 с учетом ГОСТ 1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта).

3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [ 7].

При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электронной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомления о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим оперативность его доставки.

2. Международная организация по стандартизации (ИСО).

Международная организация по стандартизации — ISO (International Organization for Standardization) — учреждена в 1947 г. как добровольная, неправительственная организация по соглашению между 25 индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Общей целью деятельности ISO ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

Деятельность ISO охватывает обширный спектр товаров, технологий и услуг в различных областях деятельности.

Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены двумя важными областями — телекоммуникационной и электротехнической, так как для них уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC.

Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации. К важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования, протоколы компьютерных

сетей и многое другое.

В ISO работает около 3000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.

Стратегическим партнером ISO, с которой она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является всемирная торговая организация (World Trade Organization — WTO). ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:

1. • организации—члены ISO (member bodies) — организации, непосредственно составляющие ISO, разделяют ответственность за выполнение основных задач, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечению деятельности ISO,

2. • организации-корреспонденты (correspondent members) — организации, не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации;

3. • организации-подписчики (subscriber members) — организации, которые платят минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации.

3. Сертификация в ЕС.

Наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, создало ситуацию, когда однородная продукция оценивалась разными методами по разным показателям и это явилось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза. Возникла проблема создания пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг. Решением этой проблемы явился принятый Советом ЕС документ«Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная идея документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования сертификации и аккредитации, построенных по единым европейским нормам. Согласно директивам соответствие может быть оценено самим изготовителем, в результате чего заявлением-декларацией он подтверждает соответствие товара требованиям директивы и удостоверяет это путем маркировки товара знаком.

Основные рекомендации «Глобальной концепции» формулируются в шести тезисах:

· поощрение всеобщего применения стандартов по обеспечению качества серии ЕN 29000 и сертификация на соответствие этим стандартам;

· применение стандартов серии ЕN 45000, устанавливающих требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям при их аккредитации;

· поощрение создания централизованных национальных систем аккредитации;

· основание организации по испытаниям и сертификации в законодательно нерегулируемой области;

· гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации в странах ЕС;

· заключение договоров с третьими странами (не членами ЕС) о взаимном признании испытаний и сертификатов.

В Европе функционируют две региональные организации по аккредитации:

Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала (ЕАС);

Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующих организаций (ЕАL).

Общая цель этих организаций – способствовать доверию рынка к сертификатам, выдаваемым сертификационными органами, которые аккредитованы этими организациями. Деятельность ЕАL и ЕАС базируются на правилах и процедурах, соответствующих европейским стандартам ЕN 45000.

Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС) имеет статус Международной независимой некоммерческой ассоциации. В ЕОИС входят национальные комитеты по оценке соответствия 18 европейских стран и 8 европейских организаций. В структуре ЕОИС действуют: специализированные комитеты, отраслевые комитеты, группы управления договорами, административная инфраструктура поддержки.

Общей европейской крышей для всех СО является ЕОТС (Европейская организация по испытаниям и сертификации). Эта организация была создана совместно Комиссией ЕС, Секретариатом европейской зоны свободной торговли (EFTA) и Европейскими комитетами по стандартизации CEN/CENELEC.ЕОТС имеет трёхступенчатую структуру:

Во главе стоит Совет. Он выполняет, в основном, координирующую функцию. Кроме того, он призван следить, чтобы учитывались интересы всех кругов.

Далее располагаются комиссии по подразделениям и по специализации, в которых обсуждаются конкретные вопросы деятельности.

Базис образуют согласительные группы, в которых объединяются СО и испытательные лаборатории (ИЛ) по определенным видам продукции для совместной работы. В них заключаются соглашения по сертификации и испытаниям.

Для осуществления своей деятельности как компетентного и признанного органа по сертификации СО должен получить аккредитацию, т.е. формальное признание третьим лицом (т.н. органом по аккредитации) его компетенции выполнять соответствующие виды сертификации.

С этой целью в каждом европейском государстве созданы национальные системы аккредитации СО и ИЛ. Несмотря на организационные различия этих систем в разных странах, все они подчиняются общим требованиям, которые определены в Директивах ЕС, в частности, в Директиве №765/2008, где в разделе 4 сказано: Все государства - члены ЕС должны с 01.01.2010 учредить единые национальные органы аккредитации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: