double arrow

Управление организационными конфликтами

Конфликт – противоречие (столкновение), возникающее между людьми, коллективами из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Причем каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией спорами и т.п. В результате бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт также может приносить и пользу организации (т.е. быть функциональным). В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда конфликта.

Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Однако конфликт может быть и дисфункциональным, когда он приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Кроме того, в процессе конфликта может произойти смещение акцента, когда победе в конфликте будет придаваться большее значение, чем решению реальной проблемы.

Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. А чтобы управлять конфликтом, необходимо знать его природу, причины возникновения, типы, возможные последствия. Зная это, можно выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

В основе любого конфликта лежит ситуация. Конфликтная ситуация обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного конфликта, а может и к началу нового.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: