Вентиляция дизельных электрических станций (ДЭС)

7.22. В помещениях ДЭС средствами вентиляции следует обеспечивать:

- воздухообмен, требующий для отведения теплоизбытков и вредных газообразных веществ, поступающих в помещение от дизель генераторов и выхлопного тракта;

- подачу воздуха в дизель на горение топлива;

- подачу воздуха в узел водовоздушного охлаждения дизеля;

- продувку тамбура входа в помещение ДЭС.

7.23. Выбор схемы вентиляции, обеспечивающий работу ДЭС, следует производить с учетом следующих способов охлаждения дизелей:

водовоздушное (радиаторное);

водяное (одноконтурное или двухконтурное);

комбинированное (радиаторное с переводом на водяное) с вынесенным или невынесенным узлом охлаждения.

7.24. Количество воздуха, подаваемого в помещения ДЭС для ассимиляции теплоизбытков, Lд, м3/ч, следует определять по формуле

Lд = Qд/vC(tв - tн) (в системе МКГСС),

Lд = Qд3,6/vC(tв - tн) (системе СИ), (66)

где Qд - количество выделяемой теплоты в помещении ДЭС от дизеля, генератора, электродвигателей, поверхности выхлопных труб дизеля, Вт (ккал/ч);

С - теплоемкость воздуха, равная 1,2 Кдж/кг · °С (0,24 ккал/кг · °С);

v - объемный вес воздуха, принимаемый 1,2 кг/м3;

tв - температура воздуха в помещении ДЭС, принимаемая 40 °С;

tн - расчетная среднемесячная температура наружного воздуха самого жаркого месяца при вентиляции помещения ДЭС наружным воздухом или температура воздуха в основных помещениях убежища при вентиляции перетекающим воздухом.

7.25. Количество теплоты, поступающей в помещение ДЭС от дизеля и узла охлаждения Qдз, Вт (ккал/ч), при отсутствии заводских данных следует определить по формуле

Qдз = ктРэВqт/3,6 (в системе СИ),

Qдз = ктРэВqт (в системе МКГСС), (67)

где кт - коэффициент, учитывающий количество выделяемой дизелем теплоты, принимается при водовоздушной (радиаторной) системе охлаждения равным 0,36 для дизелей мощностью до 95 кВт и 0,32 для дизелей мощностью до 200 кВт; при водоводяной системе охлаждения 0,08 для дизелей мощностью до 95 кВт и 0,03 для дизелей мощностью до 200 кВт;

Рэ - эффективная мощность дизеля, кВт (л.с.);

В - теплотворная способность топлива, 42738 кДж/кг (10200 ккал/кг);

qт - удельный расход топлива, 0,26 кг/кВт · ч (0,19 кг/л.с. · ч).

Количество теплоты, поступающей в помещение ДЭС от генератора следует определять по формуле (63).

7.26. Количество теплоты, поступающей в помещение ДЭС от поверхности изолированного выхлопного трубопровода Qвт, Вт (ккал/ч), следует определять по формуле

Qвт = qвтl, (68)

где qвт - теплоотдача 1 м2 поверхности изолированного выхлопного трубопровода, равная 197 Вт/м (170 ккал/ч · м);

l - длина выхлопного трубопровода, м.

7.27. Воздухообмен в помещении ДЭС, требующийся для отведения вредных газообразных веществ, Lг, м3/ч принимается равным 1,5-кратному - для газоплотных и 3-кратному - для негазоплотных дизелей в 1 ч.

В качестве расчетной принимается большая из величин - по условию отведения теплоизбытков (Lд) или вредных газообразных веществ (Lг).

7.28. Отведение теплоизбытков из помещения ДЭС следует предусматривать:

при режиме I - воздухом, перетекающим из помещений убежища через герметические клапаны за счет разрежения, создаваемого вытяжным вентилятором, установленным в ДЭС, или при его недостатке, - наружным воздухом;

При режиме II - воздухом, перетекающим из помещений убежища через герметические клапаны в сочетании с охлаждением воздуха в рециркуляционных воздухоохлаждающих установках или только наружным воздухом, что определяется на основании технико-экономического расчета;

При режиме III - с помощью рециркуляционной воздухоохлаждающей установки.

7.29. Дизель-генераторы с водовоздушным (радиаторным) охлаждением следует использовать, как правило, для убежищ с режимами I - II.

Дизель-генераторы, имеющие водовоздушное (радиаторное) охлаждение, в которых предусмотрена возможность перевода на водяное охлаждение, и дизель-генераторы с комбинированным охлаждением следует использовать, как правило, для убежищ с режимами I - II. При этом отвод основных тепловыделений от дизеля следует предусматривать с помощью оборотной воды, хранящейся в резервуарах ДЭС. Объем воды в резервуарах для охлаждения дизеля определяется расчетом.

При проектировании ДЭС с использованием дизель-генераторов, оборудованных комбинированной или радиаторной системами охлаждения и имеющих выносной (смонтированный на отдельной раме) узел охлаждения, последний целесообразно размещать за пределами линии герметизации сооружения (в изолированном помещении с герметичными стенами, отделяющими его от ДЭС и помещений убежища). Вход из этого помещения в машзал ДЭС оборудуется двумя герметическими дверями. Отведение теплоизбытков из помещения узла охлаждения следует предусматривать в режимах I - II наружным воздухом.

7.30. В тамбуре между убежищем и ДЭС следует предусматривать продувку:

при вентиляции помещения ДЭС наружным воздухом - по принципу, указанному в п. 7.17 настоящих норм, при этом установка противовзрывного устройства МЗС на клапане КИД со стороны ДЭС не требуется;

при вентиляции помещения ДЭС воздухом, поступающим из помещения для укрываемых, - через клапаны избыточного давления диаметром 150 мм, устанавливаемые по одному на внутренней и наружной стенах тамбура.

7.31. Для вентиляции помещений ДЭС в режимах I - II убежища следует предусматривать установку:

а) приточного и вытяжного вентиляторов или

б) только вытяжного вентилятора - в этом случае приток в помещение ДЭС обеспечивается за счет разрежения, создаваемого этим вентилятором.

Приточный и вытяжной тракты (при вентиляции помещения ДЭС воздухом, поступающим из помещений убежища только вытяжной тракт) следует оборудовать противовзрывными устройствами и расширительными камерами.

В зависимости от принятой системы вентиляции в помещении ДЭС следует поддерживать следующие уровни давления (разрежения):

а) при вентиляции машинного зала ДЭС наружным воздухом при установке приточного и вытяжного вентиляторов - давление не выше атмосферного.

Только вытяжного вентилятора - разрежение, равное сопротивлению тракта приточной системы, но не более 300 Па (30 кгс/м2)

б) при вентиляции машинного зала ДЭС, воздухом, поступающим из помещения убежища, для

режима I - давление, равное атмосферному;

режима II - разрежение, равное 20 - 30 Па (2 - 3 кгс/м2) по отношению к помещениям убежища.

В помещении выносного узла охлаждения в режимах I и II следует предусматривать разрежение в пределах 10 - 300 Па (1 - 30 кгс/м2).

Расположение воздухозаборных и вытяжных шахт систем вентиляции ДЭС принимается в соответствии с п.п. 7.10 и 7.19 настоящих норм. Оголовок выхлопного трубопровода от дизеля допускается располагать на заваливаемой территории.

Очистку от пыли наружного воздуха, поступающего в помещение машинного зала ДЭС, следует предусматривать в сдвоенных фильтрах ФЯР согласно требований п. 7.14, а в помещение узла охлаждения - фильтром ФЯР с коэффициентом очистки не менее 0,8.

7.32. В помещении ГСМ следует предусматривать вентиляцию из расчета 10-кратного обмена в 1 ч.

Приток воздуха в помещение ГСМ следует предусматривать перетеканием из машинного зала ДЭС с установкой со стороны машинного зала огнезадерживающего клапана; вытяжку - присоединением к вытяжной системе вентиляции ДЭС (1/3 - из верхней зоны, 2/3 - из нижней зоны) с установкой огнезадерживающего клапана (со стороны машинного зала).

7.33. В машинном зале ДЭС на вентиляционных системах устанавливаются герметические клапаны:

при вентиляции машинного зала воздухом, перетекающим из помещений убежища;

при наличии режима III.

7.34. Забор воздуха к дизелям на горение топлива следует предусматривать:

при запуске дизелей, до включения приточной и вытяжной систем вентиляции убежища и ДЭС - снаружи, из расширительной камеры вытяжной системы вентиляции ДЭС;

в режиме III - снаружи, через гравийный охладитель, или, при наличии в убежище охлажденной воды, через охладительную калориферную установку;

в режимах I и II - из машинного зала.

Воздух, поступающий к дизелям на горение топлива, должен быть очищен от пыли.

7.35. Гравийные охладители для охлаждения наружного воздуха, забираемого на горение топлива в дизелях при режиме III и для охлаждения воздуха, выходящего из фильтров ФГ-70 и регенеративных установок РУ-150/6, следует предусматривать в виде железобетонных коробов, заполненных гравием или гранитным щебнем крупностью 30 - 40 мм, которые укладываются на решетку с отверстиями не более 25´25 мм. Гравийные охладители для ФГ-70 и РУ-150/6 следует располагать у наружной стены убежища внутри линии герметизации, а гравийный охладитель для подачи воздуха на горение топлива - за пределами линии герметизации.

Высоту слоя гравия (щебня) в охладителе hг, м, следует определять по формулам:

для воздухоохладителей, охлаждающих воздух от 150 до 30 °С (наружный воздух на горение топлива в дизелях и воздух после РУ-150/6),

hг = 0,25 + 0,005L/А; (69)

для воздухоохладителей, охлаждающих воздух от 300 до 30 °С (воздух после ФГ-70),

hг = 0,25 + 0,0075L/А, (70)

где L - расчетное количество охлаждаемого воздуха, м3/ч;

А - площадь сечения в свету короба охладителя (перпендикулярно направлению потока воздуха), м2.

При этом скорость потока воздуха должна соблюдаться: в воздухоохладителях для дизелей и РУ-150/6 - L/А ≤ 400 м/ч, а для ФГ-70 - L/А ≤ 200 м/ч.

Аэродинамическое сопротивление охладителей при этих условиях и высоте засыпки не более 2 м составит 50 - 70 Па (5 - 7 кгс/м2).

Для обслуживания надгравийного и подгравийного пространства в ограждающих конструкциях гравийного охладителя, граничащих с убежищем, предусматривать установку герметических ставней. Герметические ставни, устанавливаемые со стороны горячего воздуха, следует предусматривать в термостойком исполнении.

В подгравийном пространстве гравийного охладителя, предназначенного для охлаждения наружного воздуха, поступающего на горение к дизелю, установку герметических ставней предусматривать не следует.

7.36. Шкафы для установки стартерных аккумуляторных батарей и батарей аварийного освещения в ДЭС в нижней части должны иметь жалюзийные решетки для притока воздуха. Шкаф должен иметь плоский верх с врезанным в него вытяжным воздуховодом, который следует выводить за пределы убежища в незаваливаемую зону. Воздуховод следует выполнять из стальной бесшовной трубы диаметром 45 мм. Прокладка воздуховода по помещению должна производиться с уклоном в сторону шкафа. На воздуховоде вплотную к шкафу должна быть установлена запорная арматура (вентиль, задвижка или пробковый кран).

Для защиты вытяжного воздуховода от атмосферных осадков воздуховод следует заканчивать полуотводом. Установка противовзрывного устройства и расширительной камеры на воздуховоде не требуется.

Хранение заряженных аккумуляторных батарей в шкафу в мирное время допускается только при открытом вытяжном воздуховоде. Зарядка аккумуляторных батарей в пределах убежища в мирное время и в период эксплуатации убежища не допускается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: