История

Выксунский металлургический завод

Выксунский металлургический завод (ВМЗ) — один из старейших центров российской металлургии, основан в 1757 году. Сегодня это динамично развивающееся предприятие, один из лидеров трубного и колесопрокатного производств, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов. С 1999 года входит в состав Объединённой металлургической компании. Находится на территории города Выкса (Нижегородская область).

В состав ОАО «ВМЗ» входят дочерние общества:

  • ООО «ВМЗ-Авто» (перевозки автомобильным транспортом),
  • ООО «ВМЗ-Техно» (производство инструментов и деталей, переработка отходов металлургичесого производства, производство товаров народного потребления, садово-огородного инвентаря, отгрузочных реквизитов, порошковая металлургия),
  • ООО ЧОП «Булат» (охранные услуги),
  • НП СОЦ «Металлург» (физкультура и спорт),
  • ООО «Санаторий-профилакторий «Металлург» (санаторно-медицинские услуги).
  • ООО «ВМЗ-Универсал» (энергоснабжение),
  • ООО «ОМК-Проект» (сопровождение стратегических проектов),
  • ООО «ОМК-Тур» (гостиничный бизнес).

Обслуживают зависимые предприятия:

  • ООО «ВМЗ-Комфорт» (благоустройство и клининг, содержание зданий),
  • ООО «УРС» (организация общественного питания).

История

В первых десятилетиях XVIII века в окрестностях реки Выксы появились первые примитивные предприятия (родники-«дудки»), где велось кустарное изготовление железа. Промышленное развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра I Елизаветы, которая «для охраны лесов от истребления» распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены оправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали – реке Оке – и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году, начал выпускать чугун первый на новых землях – Унженский – завод Баташевых, расположенный во Владимирской губернии. Осваивание берегов Выксы и Велетьмы началось в 1765 году. Строительство нового, Верхне-Выксунского, завода началось немедленно и годом позже, в 1766 году, он выпустил почти 5 тыс. тонн чугуна – значительный по тем временам объем.

Всего же к началу XIX века во владении Баташевых находилось уже 18 металлургических заводов, 14 из которых они построили сами.

XIX век стал эпохой процветания и успеха баташевских заводов. На международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане, Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казане изделия Баташевых получили дипломы первой степени и золотые медали. Выксунский чугун славился по всему миру. «Он мягок и имеет вместе с тем необыкновенную упругость, какой по своим путешествиям не замечал ни на одном заводе, как России, так и Швеции, Англии и США. Общие свойства чугуна – твердость, хрупкость, ломкость, но здешний гибок как пружина, и крепок в соединении частей своих. Доказательством служит Петровский театр в Москве, где ложи висят на кронштейнах или на пальцах из сего чугуна», - писал известный историк П.П. Свиньин.

Строительство МКС-5000

В советскую эпоху ВМЗ стал крупнейшим изготовителем электросварных труб и железнодорожных колёс. Завод первым в стране освоил технологию порошковой металлургии, а трубоэлектросварочный цех № 5, построенный в 1987 году по японской технологии, считался лучшим в Советском Союзе. В последний год существования СССР на Выксе вошёл в строй сверхсовременный трубоэлектросварочный цех № 4 — самый совершенный технологический комплекс в советской трубной индустрии.

Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить свое уникальное историческое лицо, во многом благодаря вхождению в 1999 году в состав Объединенной металлургической компании. Лидер по выпуску труб, главный поставщик железнодорожных колес для ОАО «Российские железные дороги», ВМЗ продолжает развивать и совершенствовать производство. На предприятии вводится в эксплуатацию уникальное современное оборудование, осваиваются новые технологии.

С ноября 2000 г. в ОАО «ВМЗ» работает участок нанесения антикоррозионного покрытия, освоено производство труб с наружной двух- и трехслойной антикоррозийной изоляцией.

В 2004 г. на ВМЗ запущены в эксплуатацию установка «печь-ковш-вакууматор» для внепечной обработки колесной стали и установка дробеметного упрочнения железнодорожных колес. Тогда же в трубоэлектросварочном цехе № 3 (ТЭСЦ-3) введена в эксплуатацию установка локальной термообработки сварного шва.

В апреле 2005 г. в ТЭСЦ-4 (ныне — трубоэлектросварочный комплекс труб большого диаметра) открылась первая в России линия по производству прямошовных одношовных труб для магистральных газонефтепроводов диаметром до 1420 мм с толщиной стенки до 48 мм. Началось производство труб с наружным антикоррозионным и внутренним гладкостным покрытиями. Позже, в 2008 г., был освоен метод винтовой прокатки и запущено производство бесшовных труб.

В 2006 году ВМЗ был признан крупнейшим российским производителем металлических труб.

В 2007 году введен в эксплуатацию участок объемной термообработки труб, предназначенный для закалки и отпуска труб диаметром 114–530 мм длиной от 6 м до 13,72 м. ВМЗ, по итогам международного тендера, стал единственным российским поставщиком труб для строительства подводного участка газопровода «Nord Stream» по дну Балтийского моря.

Летом 2010 года Объединенная металлургическая компания завершила модернизацию производства обсадных труб в ТЭСЦ №5 Выксунского металлургического завода. Благодаря реконструкции ВМЗ увеличил мощность производства обсадных труб и расширил номенклатуру продукции, начав выпускать сложные виды изделий – высокопрочные и высокогерметичные трубы для обустройства нефтяных и газовых месторождений. В том числе, предприятие освоило выпуск высокопрочных обсадных труб с газоплотной резьбой ВМЗ-1 класса «Премиум».

В 2011 году ВМЗ приступил к реализации проекта реконструкции трубоэлектросварочного цеха №2 (ТЭСЦ-2) комплекса труб малого и среднего диаметра. Три новых высокотехнологичных, автоматизированных стана будут выпускать водогазопроводные и профильные трубы малого диаметра с улучшенными потребительскими свойствами. Модернизация производства позволит увеличить объем производства до 300 тыс. тонн продукции в год.


25 ноября 2011 года на ВМЗ введен в эксплуатацию металлургический комплекс Стан-5000 (МКС-5000). Сооружение комплекса заняло 4 года — с мая 2007 года по октябрь 2011 года. Продукция МКС-5000 - толстый широкий лист из высокопрочных марок стали для изготовления труб большого диаметра. Проектная мощность комплекса составляет 1,5 млн. тонн листа (проката) в год. Цель нового проекта ОМК - полностью ликвидировать зависимость российских трубных компаний от поставок импортного листа и обеспечить собственным листом Выксунский металлургический завод и российские трубные компании. Помимо трубной отрасли, продукция МКС-5000 может использоваться в судостроении, атомной энергетике, мостостроении и других отраслях. [1]

В связи с планами РЖД по развитию сети высокоскоростных железных дорого в России, возник вопрос о материально-техническом обеспечении подобной деятельности. В связи с этим было заключено соглашение о начале производства железнодорожных колёс для высокоскоростного железнодорожного транспорта на ВМЗ. На предприятии в 2012 году начался монтаж нового оборудования для выпуска до 10 тыс. колес в год. В общем объеме производства колес ВМЗ данное количество составляет около 1,5%. Вместе с тем ВМЗ называет линию единственной в мире, включающей все стадии производства, и с ее запуском планирует покрыть все потребности в таких колесах российского рынка. Первая партия в 2014 году поступит на электропоезда серии Desiro, предназначенные для эксплуатации в Казани и Сочи. Запуск новой производственной линии намечен на середину 2013 года. [2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: