Актуальность исследования. Современная Россия - одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты пронизывают все «поры» нашего общества, определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Сама необходимость социальной работы как общественной и профессиональной деятельности, а, следовательно, и науки, осмысливающей проблематику этой деятельности, вызвана во многом, ростом конфликтности, потребностью снижения напряженности.
Проблема конфликтов в социальной работе приобретает особую значимость и важность в связи с тем, что субъектами конфликта являются индивиды или группы индивидов имеющих недостаточность, неравное по отношению к другим лицами положение в обществе.
Корни этого явления различны, но среди различных причин ведущими являются социальное неравенство, неодинаковый доступ к ресурсам социального развития индивида или группы [1, с. 5].
Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами; посетителями, просителями, ходатаями и даже с жалобщиками. Его поле деятельности - профессиональное общение. Поэтому, наряду с чисто профессиональными знаниями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности работника [2].
Работа основана на общении работников служб и их клиентов, поэтому для нее характерны конфликты, источником которых является общение, то есть коммуникативные конфликты.
Коммуникативные конфликты в большинстве случаев разрушают саму систему взаимодействия между людьми, делают ее неэффективной, и люди стремятся их избегать.
Коммуникативная деятельность в клиентурной работе социального работника занимает важное место. В процессе коммуникации с клиентом социальный работник корректирует его оценки, отношение к миру, устраняет барьеры коммуникации. Это все характеристики управления общением. Для того, чтобы управление общением было эффективным, нужно знать и использовать его законы, а также знать и уметь применять методы управления коммуникативными конфликтами на практике.
Поэтому тема курсовой работы «Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе» актуальна.
Объект исследования – коммуникативные конфликты.
Предмет исследования – социально-психологические технологии разрешения коммуникативных конфликтов.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать возникновение коммуникативных конфликтов в социальной работе и разработать рекомендации по применению социально-психологических технологий их разрешения.
Задачи исследования:
1) выявить особенности коммуникативных конфликтов в социальной работе и причины их возникновения;
2) исследовать специфику технологий;
3) охарактеризовать методы и формы разрешения коммуникативных конфликтов в социальной работе;
4) исследовать технологии эффективного общения и рационального поведения в коммуникативном конфликте;
5) дать рекомендации по применению технологии эффективного общения и рационального поведения в коммуникативном конфликте.