Для построения кривых нагрева и охлаждения необходимо определить постоянную времени нагрева Тнагр, постоянную времени охлаждения Тохл и установившееся превышение температуры двигателя τуст над охлаждающей средой при номинальной длительной нагрузке двигателя.
Потери мощности в электродвигателе, работающем при полной нагрузке, определяются как разность между мощностью, потребляемой двигателем из сети (Р1), и мощностью, развиваемой им на валу, т. е. его полезной мощностью (Р2= Рн). Количество теплоты нужно исчислять в джоулях. По Международной системе единиц 1 джоуль—это единица работы, энергии или количества теплоты, равной произведению 1 ньютона (сила) на 1 метр (путь).
Так как мощность электродвигателя выражена в кВт, то целесообразно тепловые потери определять в кДж/с.
Графики нагрева τнагр = f(t) и охлаждения τохл = φ(t) надо построить в именованных единицах. Затем необходимо графически определить постоянную времени нагрева и охлаждения.
Постоянная времени нагрева графически может быть определена путем проведения касательной в любой точке кривой нагрева до пересечения с асимптотой, т. е. прямой, параллельной оси абсцисс, устанавливающей предельное значение кривой нагрева.
Отрезок, отсекаемый на асимптоте касательной, проведенной в любой точке кривой нагрева и перпендикуляром, восстановленным из данной точки кривой нагрева к асимптоте, дает величину постоянной времени нагрева Тнагр в масштабе, принятом для оси абсцисс.
Постоянная времени охлаждения Тохл графически определяется аналогично. Только касательная проводится к любой точке кривой охлаждения, а отрезок Тохл получается на оси абсцисс.
Построим кривые нагревания и охлаждения для электродвигателя 5АМХ132М2.
В паспорте электродвигателя указана масса электродвигателя – 69,5 кг. Из таблицы П.3 ([1], приложения 3) исходя из массы выбираем следующие тепловые параметры:
- теплоемкость двигателя С = 14,3 Дж/oC ∙103;
- теплоотдача двигателя при нагреве (при вращении)
Ан = 18 Дж/с∙ oC;
- теплоотдача двигателя при охлаждении (в неподвижном состоянии) Аохл = 15 Дж/с∙oC.
В случае нагревания и охлаждения электродвигателя от температуры окружающей среды уравнения нагрева и охлаждения электропривода соответственно имеют следующий упрощенный вид
и
где τ – превышение температуры, oC;
τуст, τнач – установившееся и начальное значение превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды в процессе нагрева и охлаждения соответственно, oC;
t – время работы двигателя;
Тнагр, Тохл – постоянные времени нагрева и охлаждения двигателя, с.
В первую очередь определим количество теплоты, выделяемое двигателем в единицу времени (мощность потерь в двигателе) по формуле
где ηн – номинальный КПД электродвигателя;
кДж/с.
Далее определим установившееся значение превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды в процессе нагрева двигателя
oC.
Аналогичным образом определим начальное значение превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды в процессе охлаждения двигателя
oC.
Определим постоянную нагрева двигателя
с.
Определим постоянную охлаждения двигателя
с.
Используя программу Excel, задаваясь значениями времени, построим кривые нагрева и охлаждения τ = f (t) (рис. 6.1, 6.2)
Рис.6.1 Кривая нагрева электродвигателя 5АМХ132М2
Рис.6.2 Кривая охлаждения электродвигателя 5АМХ132М2