Раздел III - Права и обязанности участников дорожного движения

Закон Украины

О дорожном движении

Содержание:

Раздел I – Общие положени………………………………………………………………………………………………..стр. 2

Раздел II - Компетенция Кабинета Министров Украины, законодательной и исполнительной власти республики Крым, областных, городских, районных и других местных советов народных депутатов, министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений………………………………………………………………………………………………………..стр. 3

Раздел III - Права и обязанности участников дорожного движения………………………….....стр. 10

Раздел IV - Автомобильные дороги, улицы…………………………………………………………...............стр. 15

Раздел V - Транспортные средства…………………………………………………………………………………….стр.18

Раздел VI - Стандартизация и нормирование организации дорожного движения……….стр. 21

Раздел VII - Планирование и финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения………………………………………………………………………………………………………….стр. 22

Раздел VIII - Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения……………….стр. 23

Раздел I - Общие положения

Статья 1. Задача Закона Украины о дорожном движении

Закон регулирует общественные отношения в сфере дорожного движения и его безопасности, определяет права, обязанности и ответственность субъектов - участников дорожного движения, министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствование (далее - министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений).

Статья 2. Законодательство о дорожном движении

Законодательство о дорожном движении состоит из этого Закона и актов законодательства Украины, которые выдаются в соответствии с ним.

Статья 3. Государственное управление в сфере дорожного движения

Государственное управление в сфере дорожного движения и его безопасности осуществляется Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на это государственными органами.

Раздел II - Компетенция Кабинета Министров Украины, законодательной и исполнительной власти республики Крым, областных, городских, районных и других местных советов народных депутатов, министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений

Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере дорожного движения
К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере дорожного движения относится:
— подготовка проектов законов, нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, а также ответственности за их нарушение на территории Украины;
— определение полномочий органов исполнительной власти и управление;
— формирование государственных органов управления в сфере дорожного движения, руководство их деятельностью;
— разработка и утверждение государственных программ развития дорожного движения и его безопасности на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах, требований экологической безопасности, а также программ координации использование всех видов транспорта общего пользования (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный);
— финансирование, руководство и контроль за выполнением государственных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— координация деятельности министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, объединений и местного самоуправления в сфере дорожного движения, а также требований экологической безопасности;
— контроль за выполнением законодательства о дорожном движении;
— определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности;
— установление единых требований относительно проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержание и охраны автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, утверждение программ их строительства;
— установление единых требований относительно конструкции и технического состояния транспортных средств, которые эксплуатируются в Украине;
— определение порядка выдачи лицензий и сертификатов на осуществление деятельности, связанной с изготовлением, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, перевозками грузов и пассажиров, подготовкой водителей, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, другими видами деятельности, которые влияют на безопасность движения.

Статья 5. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым, областей и мост республиканского подчинения
К компетенции органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым, областей и мост республиканского подчинения в сфере дорожного движения относится:
— принятие нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, за исключением тех, что относятся к компетенции Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины;
— утверждение региональных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о дорожном движении и его безопасности, за деятельностью предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствование относительно планирования и выполнения мероприятий по безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;
— формирование фондов для финансирования государственных программ и отдельных мероприятий, направленных на развитие дорожного движения и его безопасности;
— обеспечение развития сети местных автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, их содержание и охраны;
— руководство деятельностью по организации дорожного движения;
— организация обучения население Правил дорожного движения, проведение воспитательных мероприятий среди разных социально-возрастных групп населения относительно его безопасности;
— организация подготовки и повышение квалификации водителей транспортных средств и развитие сети соответствующих учебных заведений;
— организация и осуществление мер по представлению медпомощи пострадавшим во время дорожно-транспортных проишествий и медицинского обеспечения безопасности дорожного движения;
— организация и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
— руководство работой по пропаганде безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;
— контроль за взысканием государственных и местных налогов, собрания и других обязательных платежей в сфере дорожного движения;
— организация обеспечения индивидуальных собственников транспортных средств платными стоянками и коллективными гаражами;
— решение других вопросов дорожного движения.

Статья 6. Компетенция городского и районного Совета народных депутатов и городской и районной исполнительной власти
К компетенции городского и районного Совета народных депутатов и городской и районной исполнительной власти в сфере дорожного движения относится:
— выполнение требований законодательства и решений органов государственной исполнительной власти о дорожном движении и его безопасности;
— определение компетенции подведомственных администраций, которые создаются в соответствии со схемой управления городом или районом, в сфере дорожного движения и его безопасности;
— разработка, утверждение и реализация городских и районных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— формирование городских и районных фондов, в том числе внебюджетных, для финансирования программ и отдельных мероприятий, направленных на развитие дорожного движения и его безопасности;
— контроль за организацией обучения разных социально-возрастных групп население Правил дорожного движения, планирование мероприятий, связанных с профилактикой его безопасности, и контроль за их выполнением;
— контроль за подготовкой и повышением квалификации водителей, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, обеспечением развития сферы этих услуг;
— организация дорожного движения на территории города и района в соответствии с соответствующими генеральными планами, проектами детального планирования и застройки населенных пунктов, автоматизированных систем управления дорожным движением, комплексных транспортных схем и схем организации дорожного движения и с экологически безопасными условиями;
— осуществление и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
— проведение работы по пропаганде безопасности дорожного движения;
— организация строительства, реконструкции, ремонта и удержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов;
— установление порядка и осуществление мероприятий по обеспечению охраны транспортных средств на платных стоянках и в коллективных гаражах;
— руководство и контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствование за выполнением требований законодательства, решений органов государственной исполнительной власти о дорожном движении и его безопасности;
— контроль за выявлением дорожно-транспортных проишествий и внедрением мероприятий в местах их концентрации, на аварийно-опасных участках улиц, дорог и железнодорожных переездах;
— организация системы мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения и контроль за их реализацией;
— наложение в пределах своей компетенции административных взысканий за нарушение законодательства в сфере дорожного движения и его безопасности;
— руководство работой по взысканию налогов, собрания и других обязательных платежей в сфере дорожного движения.
Городская и районная Совета народных депутатов имеют право рассматривать и решать другие вопросы, которые соответственно действующему законодательству относятся к их ведению.

Статья 7. Компетенция поселкового и сельского Совета народных депутатов и их исполнительных органов
К компетенции поселкового и сельского Совета народных депутатов и их исполнительных органов в сфере дорожного движения относится:
— обеспечение выполнения требований законодательства и решений центральных органов государственной исполнительной власти Украины по вопросам дорожного движения и его безопасности;
— разработка, утверждение и выполнение местных программ безопасности дорожного движения;
— создание внебюджетных фондов для дополнительного финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения;
— организация и контроль за деятельностью предприятий по вопросам дорожного движения и его безопасности;
— содействие созданию на территории поселкового или сельского Совета народных депутатов предприятий и организаций для предоставления платных услуг, связанных с подготовкой и повышением квалификации водителей, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств;
— содействие деятельности по удержанию в безопасном для дорожного движения состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и их обустройству объектами сервиса;
— содействие организации и осуществлению медпомощи пострадавшим в дорожно-транспортных проишествиях и других мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
— проведение среди различных социально-возрастных групп населения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;
— обучение населения Правилам дорожного движения;
— осуществление мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Статья 8. Компетенция органов территориального общественного самоуправления
Компетенция органов территориального общественного самоуправления в сфере безопасности дорожного движения устанавливается соответствующими местными Советами народных депутатов в границах предоставленных им этим Законом полномочий, требований экологической безопасности.

Статья 9. Компетенция собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов
К компетенции собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченных ими органов в сфере дорожного движения относится:
— разработка программ и осуществления мероприятий по развитию, усовершенствование, ремонта и удержания в безопасном для дорожного движения состоянии дорог, улиц и железнодорожных переездов, зон отчуждения;
— определение структур управления, проектирование, строительства и содержание дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— участие в разработке положений о специальных структурах управления дорожным движением;
— компенсация затрат собственникам транспортных средств, если дорожно-транспортные проишествия произошли по причине неудовлетворительного эксплуатационного удержания автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, по решениям судебных органов;
— обеспечение безопасных, экономических и комфортных условий дорожного движения;
— организация и осуществление мероприятий, направленных на защиту окружающей естественной среды;
— обеспечение участников дорожного движения информацией по вопросам состояния аварийности и дорожного покрытия, гидрометеорологических и других условий;
— решение вопросов эксплуатации автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов в чрезвычайных ситуациях;
— передача права на эксплуатационное содержание дорог, улиц и железнодорожных переездов другим юридическим лицам;
— определение нормативов и выделения необходимых средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— передача права на строительство коммунальных и других сооружений, прокладывание коммуникаций, на защитные работы и сооружения, сервисные сооружения и оснащение соответственно действующему законодательству;
— проведение работ по созданию и удержанию придорожных зеленых насаждений и прочее;
— срочное устранение повреждений на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах;
— устройство мест для остановок транспортных средств, стоянок и отдыха участников дорожного движения и создание других объектов дорожного сервиса;
— разработка и обустройство автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов системами срочной связи для вызова госавтоинспекции, быстрой медицинской и технической помощи;
— оснащение дорог, улиц и железнодорожных переездов техническими средствами регулирования дорожного движения и их содержание;
— проведение линейного анализа аварийности на подведомственных автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах;
— выявление аварийно-опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных проишествий и внедрение в таких местах соответствующих мероприятий по усовершенствованию организации дорожного движения;
— согласование маршрутов перевозка опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов;
— обеспечение работы специализированных служб по осуществлению мероприятий по организации дорожного движения;
— своевременное выявление препятствий дорожному движению и их устранение, а в случае невозможности - неотложное обозначение дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами;
— организация выполнения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
— решение других вопросов дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Компетенция собственников транспортных средств
К компетенции собственников транспортных средств относится:
— осуществление мероприятий по развитию, эксплуатации и содержанию транспортных средств;
— развитие сети учебных заведений по подготовке и повышению квалификации водителей транспортных средств;
— организация и осуществление мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
— организация и осуществление мероприятий по защите окружающей естественной среды от вредного влияния транспорта;
— организация и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой дорожно-транспортного травматизма;
— решение вопросов эксплуатации транспорта в чрезвычайных ситуациях.

Статья 11. Участие министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений в обеспечении безопасности дорожного движения
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения в границах своей компетенции обеспечивают безопасность дорожного движения, несут ответственность за выполнение государственных и отраслевых программ в сфере дорожного движения, выдают нормативные акты о дорожном движении, которые не противоречат законодательству о дорожном движении, оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, которые входят в их состав, в осуществимые мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения по доверенности Кабинета Министров Украины могут выполнять отдельные функции межотраслевого управления в сфере дорожного движения и его безопасности.
В министерствах, других центральных органах государственной исполнительной власти и объединениях, предприятиях и организациях, которые имеют транспортные средства, при численности занятых эксплуатацией транспортных средств свыше 50 человек, вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения, а свыше 500 человек - создается служба безопасности дорожного движения. Положение об этой службе утверждает Кабинет Министров Украины.

Статья 12. Участие предприятий, учреждений, организаций в обеспечении безопасности дорожного движения, обязанности должностных лиц в этой сфере
1. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению безопасности дорожного движения, проводят в трудовых коллективах профилактическую работу по соблюдению требований законодательства о дорожном движении, по согласию с первичными профсоюзными организациями включают к коллективным договорам требования относительно форм влияния на члены трудового коллектива в случае нарушения ими обязанностей участников дорожного движения, установленных действующим законодательством о дорожном движении.
2. Должностные лица, которые отвечают за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, обязаны:
— обеспечивать отбор, повышение квалификации и профессионального уровня водителей, осуществлять контроль за состоянием их здоровья и соблюдением режима работы и отдыха;
— обеспечивать надлежащее техническое состояние транспортных средств и соблюдения экологических требований их эксплуатации;
— не допускать к управлению транспортными средствами лиц, которые не имеют права на управление транспортным средством соответствующей категории, не прошли в установленный срок медицинского осмотра, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или в болезненном состоянии, или под влиянием лекарства, которые снижают их реакцию и внимание;
— не выпускать на линию транспортные средства, техническое состояние которых не отвечает требованиям государственных стандартов, правил дорожного движения, а также если они не зарегистрированы в установленном порядке, переоборудованные с нарушением требований законодательства или не прошли государственного технического осмотра.
3. Должностные лица, которые отвечают за строительство, реконструкцию, ремонт, эксплуатацию и обустройство автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, мостов, путепроводов, других сооружений, обязаны:
— обеспечивать содержание их в состоянии, которое отвечает установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения;
— при возникновении условий, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, осуществлять меры по своевременному запрету или ограничения движения, а также восстановление безопасных условий для движения;
— внедрять в полном объеме мероприятия по безопасности дорожного движения при осуществимые строительства, реконструкции и ремонта дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— обозначать места выполнения работ, места, где оставлены на дороге, улицы, железнодорожном переезде машины и механизмы, строительные материалы и т.п., соответствующими дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами, а в темное время поры и при тумане - сигнальными огнями, предусмотренными действующими нормами;
— по окончании работ на дороге, улицы, железнодорожном переезде немедленно привести их в состояние, которое обеспечивает беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, и упорядочить зоны отчуждения;
— в случае загрязнения проезжей части дорог, улиц, железнодорожных переездов безотлагательно осуществлять меры по их очищению и своевременного предупреждения участников дорожного движения об угрозе безопасности движения, которое возникло;
— оборудовать их техническими средствами регулирования дорожного движения;
— выявлять аварийно-опасные участки и места концентрации дорожно-транспортных проишествий и обеспечивать осуществление в таких местах соответствующих мероприятий по усовершенствованию условий и организации дорожного движения для обеспечения его безопасности;
— своевременно выявлять препятствия дорожному движению и обеспечивать их устранение, а в случае невозможности - безотлагательно обозначать дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами;
— ежемесячно проводить линейный анализ аварийности.
4. Лица, которые отвечают за эксплуатацию подъездных и грунтових дорог, а также собственники транспортных средств обязаны выключать возможность выноса транспортными средствами земли, камень или других материалов на автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды.

Статья 13. Участие объединений граждан и граждан в осуществимые мероприятий по безопасности дорожного движения
Объединение граждан и граждане должны оказывать содействие государственным органам в осуществимые мероприятий по безопасности дорожного движения.
С целью предотвращения дорожно-транспортным событиям и обеспечение транспортной дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствование получаются комиссии по безопасности движения, которые действуют на основании положения, утверждаемого Министерством транспорта Украины.
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения обязаны учитывать предложения объединений граждан и граждан по вопросам безопасности дорожного движения.
Государство обеспечивает проведение льготной налоговой политики относительно объединений граждан, главной целью которых есть проведение мероприятий по безопасности дорожного движения.

Раздел III - Права и обязанности участников дорожного движения

Статья 14. Участники дорожного движения
Участниками дорожного движения являются лица, которые используют автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозка грузов с помощью транспортных средств.
К участникам дорожного движения относятся водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы, велосипедисты, погонщики животных.
Участники дорожного движения имеют право на:
— безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— изучение норм и правил дорожного движения;
— получение от гидрометеорологических, дорожных, коммунальных и других организаций, а также органов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины информации об условиях дорожного движения.
Участник дорожного движения может обжаловать действие работника органов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины в случае нарушения с его стороны действующего законодательства.
Участники дорожного движения обязаны:
— знать и неуклонно соблюдать требования этого Закона, Правил дорожного движения и других нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения;
— создавать безопасные условия для дорожного движения, не наносить своими действиями или бездеятельностью вреда предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
— выполнять распоряжения органов государственного надзора и контроля относительно соблюдения законодательства о дорожном движении.
Работники органов внутренних дел, воинской инспекции безопасности дорожного движения, Воинской службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, дорожно-эксплуатационных служб при исполнении служебных обязанностей могут отступать от отдельных требований Правил дорожного движения лишь в случаях и при выполнении условий, изложенных в них.

Статья 15. Основные положения относительно допуска к управлению транспортными средствами
Каждый гражданин, который достиг установленного этим Законом возраста и не имеет медицинских противопоказаний, может в установленном порядке получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории (стать водителем).
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
— мототранспортними средствами и мотоколясками - с шестнадцатилетнего возраста;
— автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более восьми пассажиров), трамваями и троллейбусами - с восемнадцатилетнего возраста;
— автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки более восьми пассажиров, - с девятнадцатилетнего возраста.
Перечень заболеваний и недостатков, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, определяется Министерством здравоохранения Украины.
Гражданин, который желает получить право на управление транспортным средством, обязан пройти подготовку в объеме, предусмотренном программой подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории или типа.
Подготовка и повышение квалификации водителей осуществляются в учебных заведениях независимо от форм собственности и хозяйствование, которое получили в установленном порядке лицензию на эту деятельность. Подготовка и повышение квалификации осуществляются специалистами, которые отвечают установленным квалификационным требованиям, с применением необходимых технических средств обучения. В особых случаях допускается самоподготовка водителей отдельных категорий транспортных средств. Порядок и типичные программы подготовки и повышение квалификации водителей, квалификационные требования к специалистам, которые осуществляют такую подготовку, минимальный перечень технических средств обучения, а также случаи допуска для усвоения программы подготовки водителей в индивидуальном порядке определяются Министерством образования Украины и утверждаются соответствующим государственным органом с безопасности дорожного движения.
Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Украины действуют национальные и международные удостоверения на право управления транспортными средствами, которые отвечают Конвенции о дорожном движении. Порядок выдачи этих удостоверений устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Водитель может быть лишен права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровье, если оно препятствует безопасному управлению транспортным средством, а также за невыполнение установленных обязанностей в предусмотренных законодательством случаях.
Лишение водителя права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровье ведется на основании выводов соответствующих медицинских учреждений.
Лишение водителя права на управление транспортным средством вследствие невыполнения им установленных законодательством обязанностей ведется на основании материалов дела об административном нарушении правил дорожного движения, постановления об отказе в нарушении уголовного дела или материалов уголовного дела.
Лишение права на управление транспортным средством ведется к полному устранению причин, которые препятствуют водителю безопасно руководить транспортным средством, а в случае невыполнения им установленных обязанностей - на срок, определенный действующим законодательством.
Административное взыскание в виде лишения права на управление транспортными средствами не применяется к лицам, которые пользуются ими в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, а также в случае отказа остановить транспортное средство на требование работника милиции с целью выполнения служебных обязанностей, самовольного оставления места дорожно-транспортного события, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического другого ли опьянения.
Лишение права на управление транспортным средством ведется путем изъятия у водителя удостоверения уполномоченными должностными лицами Госавтоинспекци Министерства внутренних дел Украины, перечень которых устанавливается законодательством Украины.
В случае систематического нарушения водителем правил дорожного движения он может быть направлен уполномоченными должностными лицами Госавтоинспекци Министерства внутренних дел Украины для проверки знаний этих правил.

Статья 16. Основные права и обязанности водителя транспортного средства
Водитель имеет право:
— управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы на дорогах, улицах и в других местах, где движение транспорта не запрещен в установленном порядке;
— доверять в установленном порядке право пользования и распоряжение частным транспортным средством другому лицу, которое имеет соответствующее право на управление;
— знать причину остановки транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица;
— отступать от требований этого раздела Закона в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственной гибели или увечью граждан;
— на возмещение затрат в случае предоставления транспортного средства работникам милиции и здравоохранения в случаях, предусмотренных этим Законом;
— на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— получать необходимую помощь от должностных лиц, организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
Водитель обязан:
— иметь при себе и на требование работников милиции, а водители воинских транспортных средств на требование должностных лиц воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины передавать для проверки удостоверения, регистрационные и прочие документы, которые подтверждают право на управление транспортным средством, а также дорожные (маршрутные) письма и документы на груз, который перевозится (кроме собственников транспортных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях);
— выполнять распоряжения работников милиции, а водители воинских транспортных средств - должностных лиц воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины, которые даются в границах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами;
— принимать все возможные меры к обеспечению безопасных условий для передвижения наиболее чувствительных участников дорожного движения - детей, инвалидов, велосипедистов и людей преклонного возраста;
— не допускать случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, в болезненном, утомленном состоянии, под влиянием врачебных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, а также не передавать управления транспортным средством лицу, которое находится в таком состоянии;
— проверить перед выездом в дорогу техническое состояние транспортного средства и следить за ним в дороге;
— своевременно подавать транспортное средство на государственный технический осмотр;
— во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутой, а на мотоцикле - в застегнутому мотошлеме;
— предоставлять преобладающее право для проезда транспортным средствам с включенными синими или красными проблисковими маячками и специальными звуковыми сигналами;
— своевременно платить государственный налог с собственников транспортных средств в установленных законодательством размерах;
— предоставлять преобладающее право движения пешеходу, который находится на пешеходной дорожке (зебре). В этом случае водитель обязан предоставить возможность пешеходу безопасно перейти дорогую, улицу;
— принимать меры относительно сохранения чистоты автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и полосы отчуждения, в том числе со стороны пассажиров.
Предоставлять транспортное средство:
а) работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее медицинское учреждение лиц, которые требуют неотложной медпомощи, а водители воинских транспортных средств также и должностным лицам Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины;
б) работникам милиции, а водители воинских транспортных средств также и должностным лицам Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей по задержанию правонарушителей. При этом водитель имеет право на возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством.
В случае систематического управления водителем транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и нереагирования на предупреждение со стороны Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины суд имеет право изъять и реализовать транспортное средство с возвращением его собственнику установленной суммы.

Статья 17 Основные права и обязанности пешехода
Пешеход, то есть лицо, которое принимает участие в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняет на дороге любую работу (к пешеходам относятся также лица, которые двигаются в инвалидных колясках без двигателей, ведут велосипед, мопед или мотоцикл, везут санки, тележка, детскую или инвалидную коляску), имеет право:
— на приоритетное пересечение проезжей части по обозначенным пешеходным переходам;
— при отсутствии в зоне видимости перехода или перекресток переходить дорогой, улицу, железнодорожный переезд под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она доброе просматривается в обе стороны;
— требовать от государственных и местных органов власти, собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания необходимых условий для обеспечения безопасности движения.
Пешеход обязан:
— двигаться по тротуарам, пешеходных или велосипедных дорожках, обочинах, а в случае их отсутствия - по краю проезжей части автомобильной дороги или улицы;
— пересекать проезжую часть автомобильной дороги, улицы по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тротуаров и обочин;
— руководствоваться сигналами регулировщика и светофора в местах, где дорожное движение регулируется;
— не задерживаться и не останавливаться без необходимости на проезжей части автомобильной дороги, улицы и железнодорожном переезде;
— не переходить проезжую часть автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, вне пешеходных переходов при наличии раздельной полосы, а также в местах, где установленные пешеходные или дорожные ограждения;
— воздерживаться от перехода проезжей части при приближении транспортного средства с включенными проблисковим маячком и специальным звуковым сигналом;
— не выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, которое ограничивает видимость, не убедившись в отсутствия транспортных средств, которые приближаются.

Статья 18. Основные обязанности и права пассажира
Пассажир, то есть лицо, которое пользуется транспортным средством, но не причастный к управлению им, обязан:
— совершать посадку в транспортное средство лишь со специальной площадки, а в случае ее отсутствия - с тротуара или обочины;
— совершать посадку и высадку лишь после полного прекращение движения транспортного средства;
— не отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством;
— во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым, а на мотоцикле - в застегнутом мотошлеме.
Пассажир при пользовании транспортным средством имеет право на:
— безопасную перевозку себя и багажа;
— возмещение причиненных убытков;
— своевременную и точную информацию об условиях и порядке движения.

Статья 19. Основные права и обязанности велосипедистов и погонщиков животных
Лица, которые руководят велосипедами без двигателей, имеют право:
— ездить по специальным велосипедным дорожкам, а в случае их отсутствия - по краю проезжей части дороги, улицы или обочине.
Они обязаны:
— использовать технически исправные и надлежащим образом оборудованные велосипеды;
— не перевозить грузов, которые мешают управлению;
— не перевозить пассажиров, за исключением детей возрастом до семи лет, на специально оборудованном сидении.
Погонщики животных обязаны:
— не оставлять животных на проезжей части без присмотра, не перегонять животных через железнодорожные пути и дороги, улицы вне специально отведенных мест, а также через проезжую часть в темное время поры и в условиях недостаточной видимости.
Тележки (сани) должны быть оборудованы светоотражательными устройствами, а в темное время суток - и фонарями.

Статья 20. Обучение разных групп населения Правил дорожного движения
Правительство Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления руководят деятельностью по обучению разных социально-возрастных групп населения Правил дорожного движения.
Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования осуществляют мероприятия по обучению работающих по найму граждан Правил дорожного движения.
Органы образования обеспечивают изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных, средних общеобразовательных и высших учебных заведениях, профессионально-технических училищах, а также подготовку соответствующих специалистов.
Прививание детям привычек безопасного поведения на дорогах начинается в дошкольных учреждениях с полуторагодовалого возраста. Обучение учеников Правил дорожного движения проводится за программами, которые обеспечивают получение удостоверения на право управления мотоциклом и легковым автомобилем в период обучения в школе, училище.
Органы социальной защиты населения проводят мероприятия, направленные на подготовку к безопасному дорожному движению людей преклонного возраста и инвалидов, а также на их защиту во время дорожного движения.
Обучение населения Правил дорожного движения осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения, по представлению органов образования и социальной защиты население.
Обучение граждан Правил дорожного движения осуществляется в государственных, ведомственных или частных учреждениях, а также самостоятельно. Государственные испытания на получение права пользование транспортными средствами складываются только в органах Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины.
Органы Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, средства массовой информации подают помощь соответствующим органам в проведении профилактических мероприятий и в обучении разных социально-возрастных групп населения Правил дорожного движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: