Рост актуальности маркетинга в России предопределило развитие рыночной экономики в стране за последнее десятилетие. Неуклонно увеличивается доля негосударственного сектора экономики и занятости. Около трех четвертей российского -валового внутреннего продукта производится сегодня в частном секторе. Более 90% трудоспособного населения непосредственно работает или связано с негосударственным рыночным сектором. Работу на рынке и с рынком ведут сегодня не только коммерческие, но и государственные организации, выступая на нем в качестве поставщиков товаров и услуг (исследовательские центры и комплексы, институты, университеты), а также как потребители (в условиях госзаказов) и регулирующие структуры.
Российский рынок товаров, 'услуг, идей становится все более насыщенным, интернациональным, дифференцированным, динамичным и все более конкурентным. Усиление конкуренции за потребителя предъявляет растущие требования маркетинговой компетентности ко всем участникам рынка. Знания маркетинга необходимы сегодня не только профессиональным маркетологам. Решением маркетинговых проблем заняты сегодня менеджеры и специалисты различных функциональных подсистем, уровней управления и отраслей деятельности. Это организация создания успешного продукта и вывод его на рынок, привлечение новых и удержание существующих клиентов и партнеров, ценовая политика и формирование сетей распространения продукта, продвижение компании и ее продуктов на рынке. Не удивительно, что маркетинг в российских вузах изучают сегодня не только будущие маркетологи, но и будущие управленцы, юристы, экономисты, специалисты в области информационных технологий, социологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью и многие другие.
Маркетинг как система знаний и сфера профессиональной деятельности в современном понимании сформировался в США в середине XX в. Маркетинг — неотъемлемая часть американской мечты и реальности, американского менталитета, культуры и об-
Введение
раза жизни. Маркетинг внес и продолжает вносить свой неоценимый вклад в фантастическое богатство, разнообразие и процветание западного рынка товаров и услуг, доступных большинству граждан этих стран и недоступных пока большинству россиян. Своим успехом и благополучием обязаны маркетингу сотни тысяч компаний и организаций стран развитого капитализма.
В силу того, что американская экономика — самая рыночная из всех национальных экономик, маркетинг получил здесь наибольшее развитие и распространение во всех сферах общественной жизни. В США ведутся самые масштабные маркетинговые исследования и программы, здесь работают лучшие идеологи, стратеги и разработчики глобальных маркетинговых решений, здесь находятся самые известные и престижные школы бизнеса и создаются университетские учебники по маркетингу, которые читает весь мир.
Глобализация экономики и бизнеса привела иностранные товары, капиталы, технологии и компании в Россию, а вместе с ними и новые методы ведения бизнеса. Сегодня маркетинг — повседневная практика множества российских компаний, упорно отстаивающих свои позиции на рынке в пока еще далеких от совершенства российских условиях. Очевидно, что российская деловая, культурная, технологическая, социальная и правовая среда отличается от той, в которой работают маркетологи и менеджеры в США. Российские маркетологи и менеджеры каждый день сталкиваются в своей работе с проблемами, абсолютно неведомыми их американским или британским коллегам. Это отсутствие нужной информации о рынке, готовых методик и разработок, технологий оперативной работы; недостаток маркетинговых знаний специалистов, ограниченность кругозора руководства и недальновидность чиновничества, несовершенство законодательства. Тем не менее весь мир понимает сегодня, что Россия — большой и растущий рынок не только природных, но и технологических, интеллектуальных ресурсов; страна больших возможностей, которые так или иначе будут раскрыты и реализованы. Маркетинг как мировоззрение и культура, философия и технологии ведения бизнеса — один из основных факторов, позволяющих России выявить и реализовать эти возможности в условиях глобализующейся экономики, информации, культуры.
( Раздел I