Освоение звуковой формы

Усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребенок осваивает сразу фонемы. Кроме того, ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Однако использует он заимствованные от взрослых средства по-своему.

слово взрослого слово ребенка слово взрослого слово ребенка
bad bat cup dap
cut dat lamb bap

Для ребенка тут существует только 2 класса согласных фонем: b — d, t — p.

Когда речь идет о фонологии, ясно, что ребенку даже необязательно уметь произносить звук, чтобы воспринимать необходимые контрасты.

(1) Recently a three year old child told me her name was Litha. I answered "Litha?" /No, Litha. /Oh, Lisa. /Yes, Litha.

Говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком шести лет.

СВЯЗЬ ЗВУЧАНИЯ СО СМЫСЛОМ

При восприятии звукового облика морфемы у ребенка формируется на основе наглядного представления образная связь звучания с предметными отношениями. Ребенок как бы "нащупывает" правильное произнесение нужного ему слова, руководствуясь обобщением, которое он сделал. Поэтому и появляются слова типа мыха (большая мышь) и лога (большая ложка). На вопрос " Что больше, кит или кот? " — дети как правило отвечают " Кот ". Звук И у детей ассоциируется с чем-то маленьким, а звук О — с большим. Этот факт говорит о том, что ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства знаков. Поэтому в речи ребенка и наблюдаются звукоподражательные слова. Потом дети отступают от звукоподражательных слов в пользу слов, принятых в языке, и тогда возникают двойные наименования типа " ав-ав-собака ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: