Структура педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее тематическую структуру, то есть разделы, входящие в данную науку. Традиционно в структуре педагогической психологии выделяют три раздела: 1) психологию обучения; 2) психологию воспитания; 3) психологию педагогической деятельности и личности педагога. Однако такая классификация исключает из рассмотрения личность и активность самого учащегося.

В рамках личностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя) и учитель, и ученик рассматриваются как активные участники образовательного процесса. Каждый из них является субъектом, активно осуществляющим свою деятельность: ученик – учебную, учитель – педагогическую. Оба эти вида деятельности оказывают значительное влияние на психологическое развитие своих субъектов и не могут осуществляться изолированно друг от друга. Важные и неотъемлемые части каждого из них составляют общение и сотрудничество субъектов: учителя – с учениками, учеников между собой, учителей между собой и т. д. Рассматривая структуру педагогической психологии с такой позиции, И.А.Зимняя, М.С.Ткачева выделяют четыре раздела:

1) психологию образовательного процесса как единства учебной и педагогической деятельности;

2) психологию учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;

3) психологию педагогической деятельности и ее субъекта – учителя;

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Нами на основе интеграции этих двух подходов выделяются четыре раздела: 1) основные проблемы педагогической психологии и методы исследования в педагогической психологии; 2) образовательные процессы современности; 3) психология обучения; 4) 2) психология воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: