Теперь, после того как ребенок уже усвоил основной словарный запас, он готов соединять слова вместе, чтобы получать из них различные комбинации.
Это — важный промежуточный шаг между чтением отдельных слов и целых предложений. Словосочетания наводят мосты между основными «строительными блоками» чтения — отдельными словами — и следующей составной частью этого процесса — предложениями. Разумеется, что после этого должна возникнуть способность читать целые группы взаимосвязанных слов, называемых предложениями. Промежуточный этап в виде словосочетаний облегчит вашему ребенку развитие этой способности.
Итак, вам следует обозреть словарный запас своего ребенка и подумать о том, какие комбинации можно составить из тех слов, что он уже выучил. Да, конечно, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.
Самая простая и полезная группа слов, которая легко усваивается детьми, это названия основных цветов:
красный | фиолетовый | голубой |
оранжевый | черный | розовый |
желтый | белый | серый |
зеленый | коричневый | пурпурный |
Эти слова можно написать на обратной стороне карточек соответствующего цвета. Вы учите ребенка читать то или иное слово, а затем переворачиваете карточку и показываете тот цвет, который оно означает.
|
|
Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие при узнавании. После того как основные цвета усвоены, перед детьми откроется огромный мир всевозможных цветов и оттенков (индиго, лазурный, золотой, медный, оливковый, серебряный и т.д.).
Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить его вниманию следующие словосочетания:
оранжевый сок | розовые пальцы |
голубые глаза | желтый банан |
красная машина | зеленое яблоко |
черные ботинки | белая стена |
серая собака | коричневая ручка |
Каждое из этих сочетаний имеет большое значение, поскольку теперь ребенок знает два слова как одно. Эти сочетания содержат два основных момента, которые доставляют ребенку удовлетворение. Во-первых, он доволен тем, что узнал знакомое слово, а во-вторых, он начинает понимать, что из комбинации двух старых слов возникает новое понятие. Это открывает ему дверь в волшебный мир печатных страниц.
Через какое-то.время вы почувствуете необходимость двинуться дальше. Тогда начните учить своего ребенка антонимам:
большой | маленький | длинный | короткий |
толстый | тонкий | правый | левый |
мягкий | жесткий | пустой | полный |
чистый | грязный | веселый | печальный |
хороший | плохой | темный | светлый |
И вновь, в зависимости от возраста и опыта вашего ребенка, вы можете (разумеется, по желанию) сопроводить эти карточки со словами-картинками на обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для самого юного малыша. Неужели он не в состоянии мгновенно понять, что его старшим братьям или сестрам дают больше, чем получает он сам? Взрослые склонны считать эти понятия абстракциями, и они действительно являются таковыми. Однако эти абстракции буквально носятся в воздухе вокруг малыша, и он способен мгновенно постичь их, как только они будут представлены ему в простой логической форме. Они очень тесно связаны с его повседневной жизнью и потому, если так можно выразиться, близки его сердцу. А теперь словосочетания:
|
|
пустая чашка | полная чашка |
большой стул | маленький стул |
веселая мама | грустная мама |
длинные волосы | короткие волосы |
чистая рубашка | грязная рубашка |
правая рука | левая рука |