Англо-американская модель бухгалтерского учета

Ключевой вклад в развитие этой модели внесли Великобритания, США и Голландия. Здесь активное развитие акционерной формы владения капитала привело к тому, что бухгалтерская отчётность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они напрямую заинтересованы в предоставлении объективной информации о своём финансовом положении.

Предполагается, что влияние инфляции невелико и хозяйственные операции (реализация, произведение затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок. В середине 70-х гг., когда в США в результате нефтяного кризиса увеличились темпы инфляции, Совет по финансовым учётным стандартам рекомендовал предоставлять отчётность с корректировкой на инфляцию, однако уже в 1984 г., когда инфляция снизилась, от этого правила отказались.

Ор­га­ни­за­ции, влияю­щие на прак­ти­ку бух­гал­тер­ско­го уче­та

В США мно­гие ор­га­ни­за­ций иг­ра­ют ак­тив­ную роль в раз­ви­тии об­ще­при­ня­тых прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та и в улуч­ше­нии ка­че­ст­ва фи­нан­со­вой от­чет­но­сти. Сре­ди наи­бо­лее влия­тель­ных- Фи­нан­со­вое Управ­ле­ние Стан­дар­тов Бух­гал­тер­ско­го уче­та, Аме­ри­кан­ский Ин­сти­тут Ли­цен­зи­ро­ван­ных Ау­ди­то­ров, Ко­мис­сия по Цен­ным Бу­ма­гам и Об­мен­ным Кур­сам и Аме­ри­кан­ская Ас­со­циа­ция Бух­гал­тер­ско­го Уче­та.

Фи­нан­со­вое Управ­ле­ние Стан­дар­тов Бух­гал­тер­ско­го уче­та (FASB)- наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ный ис­точ­ник об­ще­при­ня­тых прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та. Это не­за­ви­си­мая ор­га­ни­за­ция, со­стоя­щая из се­ми чле­нов, спе­циа­ли­стов в об­лас­ти бух­гал­тер­ско­го уче­та, пред­ста­ви­те­лей про­мыш­лен­но­сти, пра­ви­тель­ст­ва и об­ра­зо­ва­ния. Им по­мо­га­ет кон­суль­та­тив­ный со­вет и боль­шой ис­сле­до­ва­тель­ский штат. FASB из­да­ет “По­ло­же­ния о Стан­дар­тах Фи­нан­со­вой От­чет­но­сти”, ко­то­рые пред­став­ля­ют офи­ци­аль­ное вы­ра­же­ние об­ще­при­ня­тых прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та. До на­стоя­ще­го вре­ме­ни вы­шло в свет свы­ше 100 та­ких из­да­ний. В до­пол­не­ние к из­да­нию “По­ло­же­ний”, FASB за­кон­чи­ло про­ект­ное опи­са­ние кон­цеп­ту­аль­ной струк­ту­ры фи­нан­со­вой от­чет­но­сти, ко­то­рое вклю­ча­ет:

- це­ли фи­нан­со­во­го от­че­та;

- же­ла­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки бух­гал­тер­ской ин­фор­ма­ции (уме­ст­ность, на­деж­ность и по­нят­ность);

- эле­мен­ты фи­нан­со­вых от­че­тов;

- кри­те­рии вклю­че­ния ин­фор­ма­ция в от­чет­ность;

- кон­цеп­ции под­сче­та, ка­саю­щие­ся ито­го­вых сумм фи­нан­со­вых от­че­тов.

Пер­вич­ная цель кон­цеп­ту­аль­ной струк­ту­ры со­сто­ит в том, что­бы по­мочь ру­ко­во­дству FASB в раз­ра­бот­ке но­вых стан­дар­тов бух­гал­тер­ско­го уче­та. Раз­ра­ба­ты­вая ка­ж­дый но­вый стан­дарт, со­гла­сую­щий­ся с этой струк­ту­рой, FASB на­де­ет­ся, что ее ра­бо­та по­мо­жет раз­ре­шить про­бле­мы бух­гал­тер­ско­го уче­та ло­ги­че­ским и по­сле­до­ва­тель­ным спо­со­бом. Са­ма по се­бе кон­цеп­ту­аль­ная струк­ту­ра не яв­ля­ет­ся обя­за­тальной для ком­па­ний, со­став­ляю­щих фи­нан­со­вые от­че­ты, в от­ли­чие от “По­ло­же­ний” FASB.

FASB- часть ча­ст­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки, а не пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция. Раз­ра­бот­ка прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та в Со­еди­нен­ных Шта­тах тра­ди­ци­он­но бы­ло воз­ло­же­но на ча­ст­ный сек­тор, хо­тя пра­ви­тель­ст­во, дей­ст­вуя че­рез свои ор­га­ни­за­ции, ока­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное влия­ние.

До соз­да­ния FASB, ко­ми­те­ты Аме­ри­кан­ско­го Ин­сти­ту­та Ли­цен­зи­ро­ван­ных Ау­ди­то­ров (AICPA) бы­ли от­вет­ст­вен­ны за оп­ре­де­ле­ние об­ще­при­ня­тых прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та. AICPA ак­тив­но уча­ст­ву­ет во мно­гих об­лас­тях бух­гал­тер­ско­го уче­та. На­при­мер, он раз­ра­бо­тал ко­декс про­фес­сио­наль­ной эти­ки, ко­то­рый все чле­ны Ин­сти­ту­та долж­ны со­блю­дать. Кро­ме то­го, ко­ми­тет AICPA ус­та­нав­ли­ва­ет про­фес­сио­наль­ные стан­дар­ты ре­ви­зии обя­за­тель­ные для всех ау­ди­то­ров. AICPA так­же ана­ли­зи­ру­ет про­бле­мы бух­гал­тер­ско­го уче­та и де­лит­ся свои­ми ре­зуль­та­та­ми с FASB.

Ко­мис­сия по Цен­ным Бу­ма­гам и Об­мен­ным Кур­сам (SEC)- пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция, имею­щая юри­ди­че­ские пол­но­мо­чия, ко­то­рые по­зво­ля­ют ус­та­нав­ли­вать прин­ци­пы бух­гал­тер­ско­го уче­та и тре­бо­ва­ния к фи­нан­со­вой от­чет­но­сти го­су­дар­ст­вен­ных кор­по­ра­ций. В про­шлом, SEC сле­до­ва­ла ре­ко­мен­да­ци­ям FASB и не за­ни­ма­лась раз­ра­бот­кой соб­ст­вен­но­го на­бо­ра прин­ци­пов бух­гал­тер­ско­го уче­та. Та­ким об­ра­зом, прин­ци­пы бух­гал­тер­ско­го уче­та про­дол­жа­ют раз­ра­ба­ты­вать­ся ча­ст­ным сек­то­ром, но при­ни­ма­ют си­лу за­ко­на по­сле одоб­ре­ния SEC.

Для то­го, что­бы но­вые стан­дар­ты бух­гал­тер­ско­го уче­та ста­ли ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ны­ми, FASB ну­ж­да­ет­ся в под­держ­ке SEC, по­это­му эти две ор­га­ни­за­ции тес­но со­труд­ни­ча­ют. Ко­мис­сия так­же про­ве­ря­ет со­от­вет­ст­вие фи­нан­со­вых от­че­тов го­су­дар­ст­вен­ных кор­по­ра­ций с предъ­яв­ляе­мы­ми тре­бо­ва­ния­ми. В слу­чае, ес­ли это со­от­вет­ст­вие не на­блю­да­ет­ся, то SEC мо­жет при­нять ме­ры к кор­по­ра­ции и ви­нов­ным ли­цам. Та­ким об­ра­зом, Кор­по­ра­ция "при­ну­ж­да­ет" со­блю­дать прин­ци­пы бух­гал­тер­ско­го уче­та.

Аме­ри­кан­ская Ас­со­циа­ция Бух­гал­тер­ско­го Уче­та (AAA) со­сто­ит в ос­нов­ном из пе­да­го­гов. Ас­со­циа­ция под­дер­жа­ла ряд ис­сле­до­ва­тель­ских программ и из­да­ний, в ко­то­рых ав­то­ры и чле­ны ко­ми­те­тов Ас­со­циа­ции вы­ска­зы­ва­ли свое мне­ние по раз­лич­ным про­бле­мам бух­гал­тер­ско­го уче­та, Од­на­ко, AAA не име­ет ни­ка­кой вла­сти и не мо­жет дик­то­вать свои взгля­ды; ее си­ла – пре­стиж ав­то­ров и убе­ди­тель­ность ар­гу­мен­тов.

AAA так­же ока­зы­ва­ет под­держ­ку Ко­мис­сии по Обу­че­нию Бух­гал­тер­ско­му Уче­ту, ко­то­рая в на­стоя­щее вре­мя изы­ски­ва­ет но­вые твор­че­ские пу­ти по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва об­ра­зо­ва­ния.

Каждый из американских штатов имеет свой собственный законодательный орган с широкими полномочиями по регулированию деловой активности и взиманию налогов на подлежащей ему территории. Право работ общественным бухгалтером также подтверждается индивидуальными штатами, и требования для такого права могут меняться от штата к штату.

Эта модель в большинстве стран предполагает использование принципа учёта по первоначальной стоимости (historical cost principle).

Большинство промышленных предприятий стран англосаксон­ской группы используют постоянную систему учета запасов, кото­рая базируется на беспрерывном их учете (то есть все текущие изменения запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции отображаются на счетах соответствующих запасов).

В основу выделения счетов для учета затрат предприятия в этой системе положен функциональный признак. Для этого применяются счета «Производство», «Производственные накладные затраты», «Затраты на сбыт» и «Общие административные затраты». На первых двух счетах отображаются затраты, связанные с производ­ством. Прямые производственные затраты отображаются непосред­ственно на счете «Производство», а косвенные накапливаются на счете «Производственные накладные затраты», а в конце отчетного периода списываются на счет «Производство» и распределяются между объектами калькулирования.

Затраты подразделений, которые осуществляют непроизводствен­ные функции (управление, сбыт и т.п.), не включаются в произ­водственную себестоимость продукции. Эти затраты списываются на счет финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Ре­ги­ст­ра­ция эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти по сдел­кам. От­чет­ность со­дер­жит ин­фор­ма­цию, ко­то­рая от­ра­жа­лась в сис­те­ме бух­гал­тер­ско­го уче­та. Ре­ги­ст­ри­руя эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность, бух­гал­те­ра ин­те­ре­су­ют­ся толь­ко за­вер­шен­ны­ми сдел­ка­ми, ко­то­рые тут же из­ме­ня­ют фи­нан­со­вые ре­сур­сы или обя­за­тель­ст­ва фир­мы и мо­гут быть объ­ек­тив­но от­ра­же­ны в де­неж­но-кре­дит­ных сред­ст­вах, как напри­мер: по­куп­ка или про­да­жа то­ва­ров или ус­луг, по­лу­че­ние де­неж­ных средств и осу­ще­ст­в­ле­ние пла­те­жей. Ре­ги­ст­ра­ция сде­лок в сис­те­ме бух­гал­тер­ско­го уче­та мо­жет быть вы­пол­не­на мно­ги­ми спо­со­ба­ми: пись­мен­но или ис­поль­зуя ком­пь­ю­тер.

Ос­нов­ное дос­то­ин­ст­во та­ко­го под­хо­да – на­деж­ность ото­бра­жае­мой ин­фор­ма­ции, ос­но­ван­ной на про­шед­шей дея­тель­но­сти, ре­зуль­та­ты ко­то­рой мо­гут быть из­ме­ре­ны с ра­зум­ной объ­ек­тив­но­стью. С дру­гой сто­ро­ны, со­сре­до­то­че­ние бух­гал­те­ров толь­ко на сдел­ках сни­жа­ет по­лез­ность ис­поль­зо­ва­ния от­чет­но­сти. Не­ко­то­рые важ­ные ас­пек­ты дея­тель­но­сти не ото­бра­жа­ют­ся, так как они не под­па­да­ют под оп­ре­де­ле­ние сдел­ки. На­при­мер, смерть управ­лен­ца, тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв, круп­ное дос­ти­же­ние от­де­лом ис­сле­до­ва­ния ком­па­нии или про­дви­же­ние но­во­го из­де­лия кон­ку­рен­том- все это не сдел­ки, и по­это­му они не мо­гут быть за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в от­че­тах бух­гал­тер­ско­го уче­та. Эти слу­чаи мо­гут при­чи­нять су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в фи­нан­со­вых ре­сур­сах и обя­за­тель­ст­вах фир­мы, но не­мед­лен­ных ре­зуль­та­тов они не по­вле­кут. Кро­ме то­го, объ­ек­тив­но эти со­бы­тия оце­нить нель­зя.

Вы­ше­опи­сан­ные слу­чаи – при­ме­ры важ­ной "не­фи­нан­со­вой" ин­фор­ма­ции. Хо­тя эти слу­чаи не ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся в от­че­тах бух­гал­тер­ско­го уче­та, они от­ра­жа­ют­ся в сис­те­ме ин­фор­ма­ции управ­ле­ния. Кро­ме то­го, та­кая ин­фор­ма­ция дос­туп­на лю­дям со сто­ро­ны че­рез пресс-кон­фе­рен­ции или сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

Еже­год­ные от­че­ты

Как часть про­цес­са со­став­ле­ния от­чет­но­сти, боль­шие ком­па­нии го­то­вят еже­год­ные от­че­ты для пре­дос­тав­ле­ния ин­ве­сто­рам и лю­бо­му, кто же­ла­ет по­лу­чить ко­пию. Фи­нан­со­вые до­ку­мен­ты за по­след­ние не­сколь­ко лет вклю­ча­ют­ся в эти го­до­вые от­че­ты. Срав­не­ние этих фи­нан­со­вых от­че­тов по­зво­ля­ет поль­зо­ва­те­лям оп­ре­де­лить тен­ден­ции раз­ви­тия ком­па­нии и ее фи­нан­со­вое по­ло­же­ние. Еже­год­ные со­об­ще­ния так­же со­дер­жат ау­ди­тор­ские от­че­ты и мне­ния выс­ше­го управ­ле­ния ком­па­нии о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии, до­ход­но­сти и пер­спек­ти­вах. Кро­ме то­го, они со­дер­жат мно­го не­фи­нан­со­вой ин­фор­ма­ции от­но­си­тель­но це­лей, про­дук­ции и дея­тель­но­сти ком­па­нии.

Кор­по­ра­ция McDonald's боль­шин­ст­во по­след­них го­до­вых от­че­тов по­свя­ти­ла сво­ей за­ин­те­ре­со­ван­но­сти в со­стоя­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды. Об­су­ж­де­ния про­грамм ком­па­нии от­но­си­тель­но об­ре­ме­няю­ще­го ап­па­ра­та управ­ле­ния, эко­но­мии ре­сур­сов и пе­ре­ра­бот­ки от­хо­дов бы­ли вклю­че­ны в один из еже­год­ных от­че­тов, ко­то­рый был на­пе­ча­тан пол­но­стью на бу­ма­ге, про­из­ве­ден­ной из от­хо­дов.

Фи­нан­со­вая от­чет­ность и сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции

Хо­тя фи­нан­со­вые от­че­ты – ос­нов­ной вид фи­нан­со­вой до­ку­мен­та­ции, они не яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми. Ин­фор­ма­ция о пред­при­ятии мо­жет быть по­лу­че­на ана­ли­ти­ка­ми так­же че­рез пресс-кон­фе­рен­ции, пресс­вы­пус­ки, еже­год­ные от­че­ты и че­рез пра­ви­тель­ст­вен­ные ор­га­ны, со­би­раю­щие по­доб­ную ин­фор­ма­цию. Кро­ме то­го, мно­же­ст­во фи­нан­со­вых ана­ли­ти­ков, кон­суль­та­ци­он­ных фирм и де­ло­вых жур­на­лов не­пре­рыв­но от­сле­жи­ва­ют фи­нан­со­вое по­ло­же­ние, до­ход­ность и перспек­ти­вы го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­ятий. Боль­шин­ст­во та­ких оце­нок дос­туп­ны по ма­лой це­не или бес­плат­но.

Фи­нан­со­вые ана­ли­ти­ки вы­ска­зы­ва­ют свои со­об­ра­же­ния ка­ж­дую пят­ни­цу на Wall Street Week, те­ле­ви­зи­он­ной пе­ре­да­че, транс­ли­руе­мой по PBS. Еже­не­дель­ные де­ло­вые жур­на­лы, ти­па Barrorns, Business Week и Forbes, так­же пе­ча­та­ют оцен­ки фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния, до­ход­но­сти и перспек­тив мно­гих ком­па­ний.

Фи­нан­со­вые от­че­ты и на­лог на при­быль

Ме­ж­ду­на­род­ная На­ло­го­вая Служ­ба (IRS) ус­та­но­ви­ла пра­ви­ла для пред­при­ятий и ча­ст­ных лиц по за­пол­не­нию от­чет­но­сти о на­ло­го­об­ла­гае­мом до­хо­де, оп­ре­де­ляе­мый Кон­грес­сом США, ко­то­рый час­то вно­сит из­ме­не­ния в эти за­ко­ны и ин­ст­рук­ции. Во мно­гих слу­ча­ях за­ко­ны о на­ло­ге на при­быль схо­жи с об­ще­при­ня­тыми прин­ци­пами бух­гал­тер­ско­го уче­та, но в дру­гих – они весь­ма раз­лич­ны. По­это­му, на­ло­го­вая от­чет­ность сто­ит от­дель­но от дру­гих фи­нан­со­вых от­че­тов ком­па­нии. От­чет о на­ло­го­вых пла­те­жах на­прав­ля­ет­ся толь­ко упол­но­мо­чен­ным ор­га­ни­за­ци­ям, на­при­мер- IRS, это - не об­ще­ст­вен­ная ин­фор­ма­ция.

В августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план (англ. proposed roadmap) перехода на международные стандарты финансовой отчётности и отказа от US GAAP. Иностранным компаниям разрешена подача в SEC отчетности по стандартам IFRS. Все американские компании обязаны публиковать отчетность по US GAAP, который считается золотым стандартом бухучёта, потому что сводит к минимуму злоупотребления и максимально соответствует целям пользователей отчетности. В феврале 2011 SEC выпустил очередной документ, в котором он не принял решение о внедрении IFRS в американскую отчетность, сдвинув по пожеланиям Boeing Inc, Pepsico Inc и др. компаний сроки обязательного внедрения на 2015—2016 годы.

В числе противников IFRS входят многие американские компании, например McDonalds Inc, для которых переход на IFRS связан с большими расходами против слишком малой выгоды. Пропонентами внедрения IFRS являются Big4, которые спонсируют и оказывают существенное влияние в разработке стандартов IFRS (KPMG вообще предложила целиком заменить FASB на IASB). Руководствуясь интересами пользователей отчетности, SEC пошел по пути сходимости стандартов, выразил решительную поддержку FASB и продолжает исследование вопроса внедрения IFRS. Между FASB и IASB происходит интенсивный диалог по вопросу сходимости стандартов.

Британско-американская концепция учёта была впоследствии "экспортирована" в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США.

Данная модель характерна для таких стран как США, Канада, Нидерланды, Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Ма­лайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Трини­дад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: