В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
I. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной Де следует выделить три вида личностных действий:
1.1.
| Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
|
1.2.
| Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной Де и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает Де, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
|
1.3.
| Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
II. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной Де. К ним относятся:
2.1.
| Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
|
2.2.
| Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
|
2.3.
| Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик.
|
2.4.
| Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
|
2.5.
| Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
|
2.6.
| Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
|
2.7.
| Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
|
III. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
3.1. Общеучебные универсальные действия
|
3.1.1.
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
3.1.2.
| Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств
|
3.1.3.
| Структурирование знаний
|
3.1.4.
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
|
3.1.5.
| Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
|
3.1.6.
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов Де
|
3.1.7.
| Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
|
3.1.8.
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов Де при решении проблем творческого и поискового характера
|
3.1.9.
| Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
|
а) Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
|
б) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
|
3.2. Логические универсальные действия
|
3.2.1.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
3.2.2.
| Синтез – составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
|
3.2.3.
| Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
|
3.2.4.
| Подведение под понятие, выделение следствий
|
3.2.5.
| Установление причинно-следственных связей
|
3.2.6.
| Построение логической цепи рассуждений
|
3.2.7.
| Доказательство
|
3.2.8.
| Выдвижение гипотез и их обоснование
|
3.3. Постановка и решение проблемы
|
3.3.1.
| Формулирование проблемы
|
3.3.2.
| Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
IV. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или Де; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
4.1.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
|
4.2.
| Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
4.3.
| Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
|
4.4.
| Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
|
4.5.
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
|