В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
I. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной Де следует выделить три вида личностных действий:
| 1.1. | Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; |
| 1.2. | Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной Де и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает Де, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать; |
| 1.3. | Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
II. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной Де. К ним относятся:
| 2.1. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. |
| 2.2. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
| 2.3. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик. |
| 2.4. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
| 2.5. | Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. |
| 2.6. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
| 2.7. | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
III. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
| 3.1. Общеучебные универсальные действия | |
| 3.1.1. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
| 3.1.2. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств |
| 3.1.3. | Структурирование знаний |
| 3.1.4. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
| 3.1.5. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
| 3.1.6. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов Де |
| 3.1.7. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. |
| 3.1.8. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов Де при решении проблем творческого и поискового характера |
| 3.1.9. | Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия |
| а) Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). | |
| б) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
| 3.2. Логические универсальные действия | |
| 3.2.1. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
| 3.2.2. | Синтез – составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
| 3.2.3. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
| 3.2.4. | Подведение под понятие, выделение следствий |
| 3.2.5. | Установление причинно-следственных связей |
| 3.2.6. | Построение логической цепи рассуждений |
| 3.2.7. | Доказательство |
| 3.2.8. | Выдвижение гипотез и их обоснование |
| 3.3. Постановка и решение проблемы | |
| 3.3.1. | Формулирование проблемы |
| 3.3.2. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
IV. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или Де; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
| 4.1. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
| 4.2. | Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
| 4.3. | Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
| 4.4. | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
| 4.5. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |






