Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

I. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной Де следует выделить три вида личностных действий:

1.1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
1.2. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной Де и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает Де, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
1.3. Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

II. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной Де. К ним относятся:

2.1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2.2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2.3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик.
2.4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
2.5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
2.6. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
2.7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

III. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

3.1. Общеучебные универсальные действия
3.1.1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3.1.2. Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств
3.1.3. Структурирование знаний
3.1.4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
3.1.5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
3.1.6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов Де
3.1.7. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
3.1.8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов Де при решении проблем творческого и поискового характера
3.1.9. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
а) Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
б) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
3.2. Логические универсальные действия
3.2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
3.2.2. Синтез – составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
3.2.3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
3.2.4. Подведение под понятие, выделение следствий
3.2.5. Установление причинно-следственных связей
3.2.6. Построение логической цепи рассуждений
3.2.7. Доказательство
3.2.8. Выдвижение гипотез и их обоснование
3.3. Постановка и решение проблемы
3.3.1. Формулирование проблемы
3.3.2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

IV. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или Де; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

4.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
4.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
4.3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
4.4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
4.5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: