ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1 -го КЛАССА
ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ
(ОНР, ЗПР, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ)
Показатели речевого развития шестилетних детей в норме
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
ü звукопроизношение полностью соответствует норме;
ü сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
ü ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
ü практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
ü словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
ü ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
|
|
ü ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения в пределах родо-видовых от-. ношений;
ü у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формами звукового анализа;
ü первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.
Общая психологическая характеристика учащихся 1-го класса с дисграфией
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.