Цель: обобщение знаний и умений по теме, обогащение словарного запаса, развитие слуховой памяти.
Ход занятия
♦ Оргмомент
Учитель. Ребята, сегодняшнее последнее занятие по теме «Суффиксальное словообразование» мы проведем в виде игры-соревнования двух команд. К вам в гости пришел Волшебник Суффикс (показывает плакат с изображением), который будет играть с вами.
♦ Знакомство
Учитель. Вначале нам нужно познакомиться с Суффиксом. Каждый из вас сегодня представляет тот или иной суффикс (карточка с написанным суффиксом прикреплена у игроков на шапочках). Вы должны назвать слово с вашим суффиксом.
♦ Редактирование
Учитель. Видите, ребята, как много в русском языке суффиксов. Они делают нашу речь богаче и выразительней. Попробуйте обойтись без суффиксов — и вы увидите, как бедна и некрасива станет наша речь. Представим себе, что суффиксы вдруг исчезли из слов. Попробуйте исполнить песню «В лесу родилась елочка», убрав из слов все суффиксы. Первая команда исполняет первые три куплета, вторая команда — остальные три куплета. Первоначальный текст песни вы получите. На подготовку дается пять минут, участвует в этом конкурсе по три игрока от каждой команды.
|
|
♦ Эстафета
Учитель. Пока участники конкурса певцов готовятся, поиграем в эстафету. На доске написаны столбики однокоренных слов с пропущенными суффиксами, по одному столбику для каждой команды. Играющие выходят по очереди и вставляют нужные суффиксы в место пропуска.
♦ Игра «Кто это?» (По суффиксам профессий).
Каждой команде задается по одному вопросу по очереди, отвечать может любой, но если допущена ошибка, исправить ее можно только один раз. Кроме слова называется еще и суффикс.
Карточка для первой команды
1. Поднимает грузы на подъемном кране. (Крановщик)
2. Скрепляет панели скобами и сваривает их. (Сварщик)
3. Красит окна и двери. (Маляр)
4. Делает электропроводку. (Электромонтер)
5. Кладет стены дома из кирпича. (Каменщик)