Тема выступления «информационная безопасность глазами детей, родителей и педагогов»

Подготовила: Салахитдинова Э.Р.,

заместитель директора по УВР СОШ 327 г. Уфы

Еще 10 лет назад мы и не могли представить насколько эта проблема будет актуальной на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы растет. Современные дети уже кажется рождаются с умением пользоваться компьютером.

Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. В отличие от России, на западе проблема Интернет- зависимости осознана и изучается. Негативным следствием неуправляемого использования Интернет - технологий, по мнению многих исследований является Интернет - аддукция, феномен проявляющийся в уходе в своеобразном уходе от реальности.

Многие исследователи пришли к выводу, что наиболее опасным является возраст 12-18 лет.

Опытно - эксперементальные исследования были проведены с учащимися6,7, 8 классов средней школы №27 г. Уфы. В процессе исследования выявлено следующее:

Таблица №1

Популярные виды деятельности среди обучающихся 6-8 классов

Вид деятельности 6 классы 7 классы 8 классы
Гуляю с друзьями 15% 17% 18%
Читаю 8% 3% 10%
Сижу в Интернете 18% 25% 14%
Слушаю музыку 15% 19% 20%
Посещаю кружки 20% 10% 16%
Посещаю выставки, театр 0% 1% 12%
Смотрю ТV 21% 20% 10%
Другие виды 3% 5% 0%

Полученные данные подвергли статистической обработке. Из представленных данных мы видим, что процент детей увлеченных чтением книг, посещением кружков, театров очень низок, что касается увлеченностью Интернетом, например для 7кл это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение театров, секций, кружков.

Следующий блок определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков. В результате анкетирования, выяснилось, что 97% детей имеют компьютер, 68% подростков имеют домашний выход в Интернет, остальные 32% выходят через сотовые телефоны.

Также выяснили, сколько времени в среднем подростки проводят за компьютером в Интернете. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть свободного времени, а именно 7 часов в день, 36% уделяют общению с компьютером не более 5 часов в день. 19% - до 2 часов в день. Таким образом, дети предпочитают виртуальному общению, нежели с друзьями или другим видом досуговой деятельности.

В ходе проведения анкеты, определялась и цель приобретения компьютера среди обучающихся 6-8 кл, полученные данные представлены в виде таблицы.

Таблица №1

Цели приобретения компьютера

Цель приобретения 6 классы 7 классы 8 классы
Игра в компьютерные игры 13% 18% 6%
Выполнение докладов 27% 28% 35%
Выход в Интернет 60% 54% 59%

Исходя из данных таблицы, можем сделать вывод о том, что обучающиеся главной целью приобретения компьютера считают выход в Интернет, и на второй план выполнение докладов, рефератов по учебе.

Данные многих исследований говорят, что компьютер влияет на физическое здоровье детей и подростков, но также оказывает влияние на их психологическое состояние здоровья. С помощью анкеты, решено было узнать мнение ребят, о том влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и полученные результаты представлены виде диаграммы (слайд). Из представленных данных мы видим, что 39% детей считают, кто компьютер не оказывает влияние на их здоровье. Однако, совсем не малый процент детей (27%) считают, кто компьютер влияет на их здоровье; 20% подростков не задумывались над этой проблемой; 14% затрудняются ответить.

Наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных игр он-лайн игр выделяются такие: стратегии «War Craft», «Star Craft», «Dota», «Спарта», «Сокровища пиратов», «Инди Кот» - 32% опрошенных, нравится играть в «стерлялки»: «Conter Strike», «Call of Duty» -26% и 19 % в приключенческие игры, 12% нравится проходить квесты.

В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей, но и телевидение, по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Для девочек популярным для просмотра являются телесериалы, развлекательные музыкальные телепередачи. Мальчики любят смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ

Большинство родителей не ограничивают время просиживания за компьютером и разрешают им смотреть своим детям различные фильмы, посещать сайты. Это свидетельствует о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, некой новомодной субкультуры сегодняшнего дня.

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50 %,СМИ, включая Интернет - 30%, школа - 10%, улица -10%. Таким образом, СМИ в стремительно меняющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Государственной Думы. Уже сегодня более 70 процентов школ используют системы фильтрации содержания интернет-сайтов в школьных сетях, более 15 процентов родителей пользуются программными системами «родительского контроля». Можно сказать, что эти две тенденции: полицейская и педагогическая стали двумя главными мировоззренческими «платформами», конкурировавшими негласно, доклад от доклада, на протяжении всего форума. Невозможно отфильтровать весь контент -- резонно замечают сторонники «педагогического» подхода -- Уберечь ребенка от всех опасностей в сети с помощью в ребенке «культуры медиапотребления», то есть навыков безопасного и рационального использования сети -подчеркивают они.

Галина Солдатова, директор Фонда развития интернета, доктор психологических наук, профессор, поделилась результатами социологического исследования, прошедшего в 17 регионах и охватившего более четырех тысяч школьников. «Для подавляющего большинства детей интернет становится способом эмансипации, утверждает она, - достижения самостоятельности, обособленности от родителей, что является нормальным процессом для взрослеющего человека. Интернет становится не просто источником информации, а инструментом социализации». В рамках отдельной секции, вопросы «психологии интернета» были разобраны более детально. Так бурную дискуссию вызвал вопрос о связи игрового виртуального насилия и насилия реального. До сих пор в профессиональной среде психологов нет однозначного мнения по этому поводу. В то же время, общественное мнение западных стран традиционно связывает эти два факта, так что в этих странах на государственном уровне даже введены системы маркировки игровых продуктов (обычно на упаковке пиктограммой указывают возрастной ценз), в том числе и распространяемых через сеть Интернет (в этом случае пиктограмма помещается перед ссылкой для скачивания игры). В России такая маркировка необязательна, хотя и может проставляться производителем. В Великобритании, напротив: продажа компьютерных игр без маркировки - уголовное преступление, грозящее нарушителю сроками лишения свободы до двух лет.

Основной совет - поделитесь с ребенком своими знаниями и опытом, и тогда интернет для него станет безопасным миром, наполненным интересными открытиями. Изучайте интернет вместе с ребенком, и, может быть, вы удивитесь, как много он уже знает.
1. Установите четкие правила пользования интернетом для своего ребенка.
Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в интернет в ночное время.


2. Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого.
Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг вашего ребенка по чату в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
3. Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через интернет.
Ребенку нужно знать, что нельзя через интернет давать сведения о своем имени, возрасте, номере телефона, номере школы или домашнем адресе, и т.д. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Научите ребенка использовать прозвища (ники) при общении через интернет: анонимность - отличный способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка на веб-страницах или публичных форумах.
4. Оградите ребенка от ненадлежащего веб-содержимого.
Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях от неизвестных источников, открывать различные вложения. Такие ссылки могут вести на нежелательные сайты, или содержать вирусы, которые заразят ваш компьютер. Удаляйте с вашего компьютера следы информации, которую нежелательно обнаружить вашему ребенку (журнал событий браузера, электронные сообщения, документы и т.д.).
5. Установите на компьютер антивирусную программу. Хороший антивирус – союзник в защите вашего ребенка от опасностей интернета.


ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГОВ

Программа по профилактике Интернет – зависимости

На формирующем этапе (октябрь 2013г – апрель 2014г.) была проведена диагностическая программа изучения уровня Интернет- зависимости, ряд мероприятий:

- наблюдение,

- беседа,

- анкетирование,

- просветительская беседа для родителей на классных родительских собраниях,

- анализ.

Главной в разработанной программе является системный подход к формированию позиции школьника, создание условия для самореализации и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.

Цель программы: профилактика Интернет зависимости среди подростков, повышение интереса к различным сферам современного досуга.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- подготовить сознание детей к противодействию негативным воздействиям Интернета;

- проинформировать детей о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждений;

-помочь осознать детям их образовательные потребности (развлечение, снятие стресса, познание).

Ожидаемые результаты программы:

- информированность детей и их родителей о влиянии компьютера;

- увеличение интереса к различным сферам досуговой деятельности;

- уменьшение процента детей, увлеченных компьютерными играми.

План воспитательных мероприятий:

№ п/п Тема
1. Работа с родителями
  - просветительская беседа на тему «Интернет и Я»
  - демонстрация фильмов «Виртуальная агрессия»
  - рекомендации родителям по компьютерной профилактике
2. Работа с детьми
  - классный час «Роль Интернета в твоей жизни»
  - демонстрация фильмов «Виртуальная агрессия»
  - акции (стендовая информация, радиолинейка)

Выводы:

- родителям, регламентировать время, проведенное ребенком за Интернетом;

- обращать внимание на игры, которые играю дети, так как они могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, страхов;

- учителям, воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может, быть ребенок начинает овладевать программированием, веб-дизайном;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: