Общая научная продукция по странам мира.[8][9].
Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute[10], в 2011 году мировые расходы на НИОКР вырастут на 3,6 % и составят 1,2 трлн долларов США.
Первое место по объёму НИОКР занимают США (385,6 млрд; 2,7 % от объема собственного ВВП)
Второе место занимает Китай (153,7 млрд; 1,4 % ВВП)
Третье место принадлежит Японии (144,1 млрд; 3,3 % ВВП)
Россия замыкает десятку мировых лидеров (23,1 млрд; 1 % ВВП)
Справочно:
В СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5 % ВВП[11].
Структура финансирования по всем видам НИОКР в 1985 г. [12]
Виды исследовательских работ | СССР | США | Япония |
Фундаментальные исследования | 12,8 % | 14 % | 13 % |
Прикладные исследования | 60,3 % | 22 % | 25 % |
Опытно-конструкторские разработки | 26,9 % | 64 % | 62 % |
Источники финансирования НИОКР в США [13]
Федеральный бюджет | Частные компании | Университеты |
35 %[14] | 60 % | 5 % |
Структура частного инвестирования в НИОКР в США [13]
Пенсионные фонды и страховые компании | Средства корпораций | Прочие |
55 % | 10 % | 35 % |
Роль НИОКР (R&D) в современном бизнесе
Роль НИКОР (R&D) растет по мере того, как основная часть добавленной стоимости в бизнесе смещается с этапа производства на этап разработки. На основании результатов НИОКР принимаются ключевые решения в высокотехнологичном бизнесе. Все большую важность принимает НИКОР (R&D) для маркетинга, компании отслеживают последние разработки конкурентов и потребности потребителей с тем, чтобы сонастроить с ними собственные исследования. Возросшую роль НИОКР в бизнес-процессах отражает недавно появившаяся в в большинстве крупных российских компаний должность – директор или менеджер по R&D. В функции менеджера R&D входит формирования и реализация программы НИОКР, разработка программы инновационного развития предприятия, организация технологических процессов: разработка технологий, проектирование. Вместе с тем, НИОКР – одна из самых сложных областей с точки зрения менеджмента, т.к. отличительной особенностью большинства исследований является трудная предсказуемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации. В результате, большие затраты на НИКОР не всегда гарантируют большую прибыль или большую долю на рынке.