Психолингвистическая характеристика письменной речи

Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков.

Она является одной из форм речи и включает письмо и чтение.

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью, хотя в «новейшей истории» широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме. Интернет – смс.

С исторической точки зрения письменная речь возникла как отражение устной речи для «фиксации» информации и передачи другим поколениям. На современно этапе – это самостоятельный и самодостаточный вид речевой деятельности.

Основные психологические характеристики письменной речи:

1) письмо представляет собой осознанный и произвольный процесс.

Ø Ребенок обучается п.р. сознательно, в отличие от бессознательного овладевания устной речью.

Ø Пишущий всегдаосознанно и намеренно выбирает тему, ход, последовательность и не зависит от ситуации речевого общения, знания предмета речи читающего и т.д. Он сам активизирует по надобности эту деятельность и контролирует ее, самостоятельно создает письменный текст.

2) Единицей письма является монологическое высказывание.

И это всегда речь в отсутствие собеседника.

3) Она всегда контекстна в отличие от ситуативной устной речи. Чаще всего это деловая речь, научная и т.д

4) Письменная речь «избыточна» - использует «стратегию перебора средств» (фонетических, лексических, синтаксических).

Поскольку письменная речь не предполагает обязательного знания предмета речи адресатом, не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, пауз, она должна опираться на развернутое использование всех средств языка. Т.е. п.р. должна быть максимально семантически наполнена. Поэтому длина фразы в письменной речи, как правило, значительно превышает длину фразы в устной речи. Используются разнообразные придаточные предложения, которые лишь иногда встречаются в устной речи.

Для своего развития письмо требует операций абстрагирования.

Ø Ребенок обучаясь письму, должен абстрагироваться от звучащей речи и сосредоточиться на выделении фонем, обозначения их буквой, на синтезе букв в слово и т.д.

Ø Ребенок должен перейти к отвлеченной речи. К тому, что во внутреннем плане мыслится, но не произносится. «Карова».

5) Письменная речь зачастую служит средством осуществления интеллектуальной деятельности человека.

Материализация своих мыслей и идей на бумаге способствует уточнению, уяснению самому себе, «кристаллизации» логической цепочки.

Многократное обращение к написанному обеспечивает полноценный контроль за последовательным развертыванием мысли. Поэтому п.р. является великолепным способом развития и совершенствования мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: