double arrow

Техническое обслуживание подшипников качения электрических машин

При техническом обслуживании электрических машин кон­тролируют работу подшипникового узла путем внешнего осмотра, измерения температуры нагрева, прослушивания шума и опреде­ления вибрации. Температуру нагрева измеряют термометрами или термопарами в месте, близком к подшипнику. Нагрев под­шипников не должен превышать 100 °С. Шум прослушивают сте­тоскопом или на слух без приборов. Вибрацию измеряют вибро­метром или определяют на ощупь рукой.

Подшипники качения могут нагреваться выше допустимой температуры вследствие загрязнения и обилия смазки, большого трения между уплотняющей набивкой и валом, разрушения или изношенности деталей, слишком большой нагрузки из-за туго на­тянутого передаточного ремня. Шум подшипников вызывается их загрязнением, износом дорожек и тел качения, ослаблением по­садки внутреннего кольца на валу, плохой центровкой машины. Если шум подшипника или его нагрев вызван внешней причиной, то ее необходимо устранить и убедиться, что подшипник перестал перегреваться. Появление неисправности подшипника требует проведения текущего ремонта, при котором возможны замена подшипника и смазки в нем или устранение других неисправно­стей.

Для замены смазки или подшипников необходимо разобрать двигатель и извлечь ротор из статора. В этом случае, если снять только щиты и не извлечь ротор, при проведении работ могут быть повреждены обмотка или сердечник двигателя. Роторы не­большой массы можно извлечь руками. При большой массе рото­ра используют различные приспособления.

Для замены смазки подшипников четыре подшипниковые крышки и вал в месте посадки подшипников очищают от старой смазки и промывают бензином. Свежую смазку закладывают в подшипниковые крышки. Затем производят сборку двигателя.

Для снятия шарикового подшипника с вала пользуются винтовым съемником. Подшипники стягивают за внутреннее кольцо таким образом, чтобы усилие стягивания не передавалось на шарики. При стягивании подшипника за наружное кольцо по­следнее может лопнуть вследствие расклинивания его шариками. Изношенный подшипник заменяют подшипником того же номера (номер нанесен на торце подшипника). Как правило, подшипники не ремонтируют, так как отсутствует способ определения оста­точного ресурса подшипника, а неплановый останов двигателя почти всегда обходится намного дороже, чем новый подшипник. Подшипники надевают на вал нагретыми до температуры 90— 100 °С. Нагрев производят в ваннах с минеральным маслом. Если подшипник не устанавливается на вал свободно, его насаживают ударами молотка через монтажную трубу.

При разборке подшипникового узла с роликовым подшип­ником подшипниковый щит снимают вместе с наружной обоймой подшипника. Внутренняя обойма и ролики остаются на валу. При разборке следует маркировать кольца подшипников для то­го, чтобы их не перепутать, так как замена колец недопустима. Смену подшипников в машинах постоянного тока проводят ана­логично.

В асинхронных электродвигателях серии 4А с высотой оси вращения 50—132 мм применяют герметизированные подшипни­ки сер. 180 000 с двусторонним резиновым уплотнением и зало­женной на срок службы не менее 12 тыс. ч смазкой. Конструкция подшипника не предусматривает добавление или замену смазки, поэтому такие подшипники заменяют при выработке срока служ­бы, капитальном ремонте или при появлении неисправности в нем.

В асинхронных электродвигателях серии 4А с высотой оси вращения 160—355 мм предусмотрены два вида подшипниковых узлов: с пополнением смазки только при разборке двигателя и с устройством для пополнения смазки без разборки двигателя. По­следний применяют также во взрывозащищенных асинхронных электродвигателях мощностью от 10 до 2000 кВт и некоторых других машинах.


Рис. 12.2. Виброграф:

1 — планка; 2 — бумажная лента;

3 — пишущее устройство; 4 — пружина;

5 — якорь; 6 — электромагнит;

7 — обмотка; 8 — корпус


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: